Понравилось, но есть вопросы.
Юрий Богданов40 мин. · отредактировано ·
Положение на данный момент
Сложившаяся за последние несколько недель внешне- и внутриполитическая обстановка, а также экономическая и военная ситуация на самом деле порождают ряд наблюдений и выводов.
1. Положение Президента Порошенко. Положение Порошенко среди элит за последние пару месяцев стало больше походить на хозяйское и главенствующее.
Cпойлер
Что выдают многие его оппоненты и открытые враги своими стенаниями о "узурпации власти". На сегодня Порошенко скорее в полном объеме использует те рычаги влияния, которые не умел использовать Ющенко и которые привели нас к 2010 году. Коломойского отодвинули, Фирташа отжимают даже от его групп влияния, которые привел в Раду сам Порошенко. Бизнес Ахметова под сильнейшим прессом, организованным преимущественно господином Демчишиным, прямым протеже Порошенко. С Радой Президент обращается бесцеремонно и даже цинично, действуя и манипулятивно, и прессом. Можно видеть здесь Януковича, но Виктору ІІ явно не хватало тонкости, такта и чувства тонкого троллинга, что демонстрирует постоянно нынешний Президент. В стиле поведения с Парламентом Украины Порошенко скорее напоминает Бисмарка в отношении Парламента Пруссии. На самом деле железный Отто применял те же приемы давления и почти всегда добивался своего. К сожалению, Порошенко не повезло унаследовать от приемников Мольтке, Академию Генерального Штаба и великолепную армию, но что есть то есть. В общем, как первое лицо Порошенко утвердился ясно и четко.
Главные риски для него - все еще отсутствие сильной партии (хотя команда Президент постепенно становится яснее, сильнее и, что самое главное,
чище (это что имеется в виду?) и открытие, возможный откол УДАРа (который, на мой взгляд, маловероятен, о чем ниже), электоральные риски на местных выборах. Порошенко все еще недостаточно убедителен в коммуникации с обществом, недостаточно откровенен во многих вопросах, где мог бы больше доверять своим сторонникам как минимум,
хотя куда сильнее в этом, чем его коллеги и оппоненты.2. Положение Кабинета министров. Необходимость "Большого Альянса". А вот теперь перейдем к тому, что же происходит в исполнительной власти.
Кабинет министров на сегодняшний день, на мой взгляд, действует, в целом, очень эффективно, (
Да????) хотя и не без очевидных маразмов и выпадений (вроде министерства экологии или ГСЧС).
Cпойлер
Многие законы по тем же реформам оседают в Раде, потому что депутатам надо обсудить выдуманную проблему абортов или дать новые преференции всяким религиозным сектам, гори они огнем. Главная проблема Кабмина - первое лицо и его аппарат, точнее, дикая его непопулярность, достаточно объективная. Главная проблема же Премьера Яценюка - его самонадеянность. Арсений Петрович, конечно, человек талантливый, но крайне конфликтный и слегка, скажем так, напыщенный. Именно поэтому ему принадлежит уникальный талант: дважды с рейтинга в 20% он скатывался до электорального дна. Собственно говоря, это случилось и сейчас. Вместо того, чтобы быть рупором реформ, он продолжает заниматься систематическими мутками, разборками и недомолвками. Итог - 1,5-3,5% рейтинга его партии и его лично. И тут мы возвращаемся к рискам и проблемам участников процесса. Яценюк, Порошенко и Кличко стоят перед интересной и уникальной возможностью. В 2012 Яценюк уже объединялся с Батькивщиной, чтобы не остаться вне Парламента. Теперь ему надо объединиться с Порошенко, чтобы не остаться без политического будущего и, если не в кресле Премьера, то в верхах. Я думаю, что если здравый смысл возобладает, то на уже на местные выборы Солидарность и Народный Фронт пойдут вместе. Почему я не исключаю включение в альянс Кличка и УДАРа? Во-первых, Кличко не победит на выборах мэра без поддержки БПП и НФ. Объективно. Во-вторых, Порошенко действительно красиво "развел" УДАР, выбив почти все козыри из их рук. Саботировать работу Парламента для них, опять же, электоральное самоубийство. А нити управления ними - у Президента. Так что, вероятнее всего, пойдут они в новое объединение как миленькие.
Самопомощь пойдет вполне самостоятельно, возьмет в таком раскладе 2 место почти по всей стране, а в случае перевыборов в Раду (скажем, весной 2016) станет или "оппозицией здорового человека" или недостающим звеном в Раде. Новой здравой мегапартии в ближайшие года 2 не будет. Недозрело.
Cпойлер
3. "Патриотическая" оппозиция. Моя самая любимая тема. Новоявленные недоУКРОП, РПЛ, Батькивщина, Свобода и Правый сектор. Жуткое скопище, на самом деле, бесстыдных популистов и борцов с олигархами из олигархов (с явным желанием не только сохранить схемы, но и приумножить). Я не думаю, что у любой из этих партий (кроме, может быть, Батькивщины) есть существенные перспективы, даже не смотря на безумное богатство некоторых из них.
4. Оппоблок, левые и их перспективы. Опасны в ряде якорных и ключевых регионов, потому противодействие им в информационном поле нам всем следует усилить. В первую очередь - ясно разъяснять то, что именно они привели страну в нынешнее состояние. Это сложно, но возможно. Победить их надо на выборах. Но не надо думать, что они где-то не победят. Их победа наиболее вероятна в Харькове. Большие шансы - в Луганской, Донецкой (хотя это не так существенно в силу специфики положения этих областей), Николаевской, Херсонской, Запорожской и Днепропетровской области (где оба "проукраинских" крыла себя порядком обгадили). Но. Важно. НЕ стоит переоценивать и риски от их возможных локальный побед. На сегодня они доминируют во многих советах Юга и Востока,
но даже после децентрализации не смогут существенно влиять на процесс реформ и их интеграцию.
(это реально так? действительно не смогут вредить?) Если мы будем последовательны и гражданское общество будет активно.
Cпойлер
5. Ключевые регионы. Для успешных реформ нужна победа этих самых реформ на местном уровне. В первую очередь, в регионах-локомотивах. Регионы - локомотивы, в принципе, ясны и поняты - Киевский регион (главный регион по своему экономическому потенциалу), Львов (западные ворота), Одесса (морские ворота), со временем - Харьков, Днепропетровск и Николаев. Именно на победу в этих регионах власть будет делать ставку. И во многих - уже сделала. Если удается вытащить из ямы их - они вытащат всю страну.
Cпойлер
6. Фронт. Я думаю, что сейчас война в наименьшей степени влияет на внутреннюю политику страны начиная с 21 февраля 2014 года. Сейчас там идут бои, там все никак не установится перемирие, но перемирие, победа и мир будут тем ближе, чем эффективнее мы и политикум будем действовать по первым 5 пунктам.
7. Россия. Россия выбрала, похоже, сознательный и абсолютно прямой путь на самоуничтожение. Не надо думать, что они рухнут через год, через 2 года или даже черед 10 лет. Но мы дожмем их. Они начнут нам уступать, но только если мы не будем делать глупостей. Они - неповоротливый угасающий гигант. Но попадаться под молот гиганта не нужно. Нужно быть в полной степени благоразумными для успеха. Экономика России исчерпала резервы экстенсивного развития, общество находится в глубокой стагнации, но армия все еще очень сильна. Не надо про это забывать.
Cпойлер
8. Запад и Восток. Мне в последние дни хочется посмотреть в глаза тем людям, которые ныли не так давно, что "ЗАПАД НАС КИНУЛ". Где? Кто? Как? Сейчас нам помогают как никогда с начала войны. Мы получаем практически все, что нам нужно: от денег до технической и образовательной поддержки. Как человек, который не так давно встречал потенциальных инвесторов с Востока - и там обращают на нас внимание. Главное сейчас - задавить низовую гидру реванша и укрепить могущество государства. И да, привить гражданам привычку уважать собственность, труд и ценности свободного гражданского капиталистического общества.
9. Реформы. У меня есть много вопросов по налоговой реформе, по медлительности и непоследовательности действий на таможне, по попыткам отыграть взад в министерстве экологии, но общий курс меня, в целом, радует. Это не глубокие реформы с глобальным замыслом. Но сейчас довольно бодро пошел разбор завалов с началом переливания фундамента. В министерстве экономики, по многим направлениям - в минфине и НБУ, в министерстве инфраструктуры, не говоря про армию. Да, надо глубже, да, надо лучше, да, надо быстрее. Но над этим надо работать.
(шо, реально что то идет в реформах?)
10. Вывод. При всем отгребании экономического спада за 2 года противостояния с Россией, при всем том, что экономика достигла невероятного дна, при том, что перемирие хрупко, а враг коварен, положение Украины объективно улучшилось относительно начала этого года. Во-первых, потому что мы действительно прошли самый сложный период экономического спада (и сейчас лишь действуют остаточные негативные последствия провала осени 2014- весны 2015).
Во-вторых, в военно-стратегическом отношении наше положение куда как надежнее и в силу нашего усиления, и в силу консолидированной поддержки Запада. (Блин, это популизм или действительно так?)