Сначала Баба-Яга собирается съесть нашего героя но после фразы "Ты меня сперва напои, накорми, в баньке попарь да спать уложи!" оставляет свои плотоядные желания и спокойно выполняет все выше сказанное. На следующий день наша Баба-Яга уже помогает главному герою, рассказывает как победить Кощея «И всё заверте…».
Ну оставим нашего героя заниматься спасением потерпевших и ближе присмотримся к символике. Для начала выделим основные вопросы:
Откуда появился дом на куриных ножках.
Почему в избушке нет окон и дверей.
Для чего избушку нужно вращать.
Почему Баба-Яга находит главного героя по запаху.
Для чего она его кормит и поит.
Почему она начинает помогать главному герою.
Ну и основное - почему отдельно упоминается наличие у Бабы-Яги именно костяной ноги?
Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе нам необходимо обратиться к... погребальным обычаям.
Откуда Ножки У нашей Избушки?
Помимо традиционных широко распространенных на нашей территории методов погребения, таких как Ингумация - захоронение тела умершего целиком в почву; Кремация - сожжение трупов; Водное погребение, а также соединение водного погребения с кремацией - сожжение в лодке, пущенной по реке; Существовал еще один тип, широко известный в узких кругах - Воздушный. Обряд воздушного погребения - один из древнейших религиозных обрядов похорон умершего человека, в котором погребение совершается путем подвешивания тела умершего в воздухе, с целью предания тела умершего воздуху, духу, свету, дереву.
Помимо религиозной составляющей, (начиная от веры в то, что в деревьях воплощаются души умерших, заканчивая верой в Мировое древо - мировая ось и символ мироздания в целом), существовала и чисто бытовая причина, зимой, используя инструменты того времени крайне сложно было выкопать могилу в промерзшей почве. У каждого народа существовал свой тип захоронения, от примитивных (просто подвешивание на деревьях) до довольно сложных технически, и вот один из таких способов мы рассмотрим.
Выбирали четыре рядом стоящих дерева, отпиливали им вершины и на высоте примерно 2-х метров соединяли перекладинами, после чего на них возводился деревянный, срубный домик с двухскатной крышей который назывался Домовина. Одной стенки у такого домика не было, чтобы приходящие на могли ставить внутрь приношения. Внутрь такой домовины и помещалось тело завернутое в кору/кожу. Некоторые исследователи относят захоронения в гробах именно к некогда существовавшей традиции помещать прах умерших в деревянные домовины.
Отсюда, по одной из версий, и растут “ножки” у нашей “избушки”. После прихода христианства подобные домовины начали сжигаться но на кладбищах всё равно ставили столбы с крышами, затем они сменились христианскими крестами, на вершине которых ставились крыши, что можно и сейчас увидеть на старинных кладбищах и могилах, которым не одна сотня или не один десяток лет. такие крыши называют Голбе́ц или домовина, и они символизируют “дом” умершего. Вообще, такой тип захоронений вызывает большую сложность для археологов, поскольку они в отличии от захоронений в земле довольно быстро исчезали и подобный тип захоронения сохранялся тем дольше, чем отдаленнее и малодоступнее был район обитания данной народности или этнической группы.
Интересно, что XIX веке в Терюшевской волости (ныне Дальнеконстантиновский район) Нижегородской губернии на кладбищах у мордвы-терюхан можно было увидеть языческие погребальные срубы в виде домовин или срубов – некоторых подобий «домиков мертвых» установленных поверх могил. В 1843 году, объезжая мордовскую паству Терюшевской волости, епископ Нижегородский и Алатырский Дмитрий Сеченов увидел на мордовском кладбище села Успенского (ныне село Сарлеи) группу языческих срубов и распорядился их сжечь. В дальнейшем это стало причиной терюшевского восстания.
Отголоски надземных (воздушных) захоронений у мордвы зафиксированы исследователями еще в XIX столетии. В частности, этнологи отметили бытование этого обряда у эрзи сел Сабаево и Давыдово в Кочкуровском районе соседней Мордовии. Там умерших зимой или ранней весной хоронили в лесу, однако вместо традиционного погребения в землю гробы с покойными, изготовленные из двух выдолбленных колод, крестьяне подвешивали на деревья.
В.А. Винокуров находит свидетельства обряда похорон на дереве и в былинах. Например, Добрыня Никитич вешает тело убитого им змея "на осине на покляпыя"; при этом данный обряд является сибирским по происхождению и входит в былины через скифо-сакский эпос.
Итоги подведем.
Фактически сказка это инструкция по путешествию в загробный мир. Наш герой отправлялся в лес где и находил такую домовину, без окон и дверей. Домовина направлялась своим “входом” в сторону противоположную поселению, отсюда и “повернись к лесу задом, ко мне передом” или если совсем уходить в культовость то символически открывался вход в другой мир. Там его встречал полуразложившийся труп бабки, (отсылка к матриархату), отсюда и та самая костяная нога. По многим поверьям мертвые не могут видеть живых по этому Баба-Яга и находит его по запаху.
Ну а дальше все банально - баня, еда, сон это все переход из мира живых в мир мертвых через омывание и тризну. Дальше нашего героя ждет путешествие по загробному миру и встреча с царем мертвых - Кощеем Бессмертным. То что мертво, умереть не может©
P.S. Я не претендую на “истину в последней инстанции” просто рассказал одну из возможных версий.
Воздушные захоронения
Воздушные захоронения
Столбы с голбе́цом - остатки забытого обряда
Крест с голбецом (домовиной)