Раз речь зашла о киевском транспорте, расскажу, как все менялось за последние полвека. В конце 60-х маршрутов было меньше, но транспорт ходил чаще и регулярно. Пробок не было вообще, основная причина опозданий -- аварии. Водители были хорошие, умели вести транспорт плавно, но на почти пустых по нынешним временам улицам это было несложно.
Больше всего изменился трамвай. Тогда трамвайная сеть была огромной и маршруты длинными. Автоматический перевод стрелок работал не везде и не всегда и вагоновожатая со специальным ломом для ручного переключения была привычной частью пейзажа. Пример маршрута: трамвай №3. Ночало возле Печерского моста, на б. Леси Украинки, возле суворовского училища. Кольца не было, на маршруте ходили трамваи с двумя кабинами. Потом Старонаводницкая, выход к Днепру возле нынешней бабы, вдоль Днепра до Красной площади, потом на Куреневку и дальше. Или до сих пор существующий трамвай в Пущу-Водицу. Трамвай исчезал постепенно, но скачками. Например, многие маршруты полностью обновили, положили новые рельсы, плиты и т.д., но не стали запускать, а просто отменили. Рельсы сняли через десяток лет, плиты кое-где еще лежат. Последнее сокращение связано с аварией трамвая ЕМНИП в Одессе. После нее убрали все трамвайные пути на спусках и подъемах, например на Воровского.
Троллейбус. Самый распространенный транспорт полвека назад. Во многих районах безальтернативный. В случае перебоев на остановках скапливались толпы, но в переполненные машины влезть было невозможно. Поэтому некоторые ехали, прицепившись сзади к лестнице на крышу. Как-то участвовал в гонках на троллейбусах. После задержки пришло много троллейбусов, я смог влезть в третий. На пути он обогнал два переполненных троллейбуса перед ним. Как? Сложная система взаимодействия водителей, явно отработанная. Один из водителей троллейбуса впереди остановил машину и спустил у нее "рога", освободив провод для проезда того троллейбуса, в котором ехал я. Другой остановил машину, прижав к обочине, но "рога" не спустил. Его водитель вышел наружу и ждал . Мой троллейбус на скорости объехал стоящий, при этом "рога" соскочили с контактного провода, но он вырваться вперед на небольшом запасе. Водитель остановившегося троллейбуса тут же схватил тросы от "рогов" нашего и пристроил их на место. В результате, к очередной переполненной остановке подъехал не забитый до отвалу троллейбус, а на четверть пустой.
Автобус и метро. Мало что изменилось.
Транспорта было мало и пересечь Киев за час или меньше на общественном транспорте было вполне реально. Число машин начало расти после открытия АвтоВАЗа, уменьшившись в 90-92 годах из-за цен на бензин. Опять можно было выходить на балкон, не опасаясь бензинового смрада.
Ну а время после вы прекрасно знаете.
В общем, проблемы с трафиком совсем не исторические, но пару стратегических ошибок сделали. Удобства для пешеходов, особенно инвалидов или женщин с колясками, это уже самое последнее время, до этого никто ими не заморачивался. Ну и катастрофа это сильный дождь, когда некоторые улицы невозможно перейти не вплавь и снег, превращающий улицы в тропы, где нельзя разминуться. Это было всегда, сколько помню и раньше было даже хуже. Хотя дворников было больше.