К эпидемии кори Украина последовательно шла все годы независимости. Антипрививочная вакханалия в большинстве СМИ, ложная статистика, липовые справки, дефицит вакцин и т.д.
Ни одна команда МОЗ, ни один министр не сделали для пропаганды вакцинации и обеспечения вакцинами так много, как нынешняя команда.
То, что не Супрун виновата в кори, очевидно каждому, кто в теме и хоть капельку со здравым смыслом.
Тем не менее, несмотря на все усилия МОЗ, остановить корь не получается. А путь только один: вакцинация – и детей, и взрослых.
Корь – реальная угроза национальной безопасности. Президент должен прийти на помощь МОЗ. Возможные шаги:
- юристы – конкретные рекомендации по теме «вакцинация: права и обязанности», ответственность за фальсификацию статистических данных и конкретных справок, возможности ограничения сервисных функций государства по отношению к тем, кто отказывается от вакцинации - соответствующие законопроекты в Раду, рассмотрение по ускоренной процедуре;
- дополнительные средства: на бесплатные вакцины не только для детей, но и взрослых и эти вакцины во все лечебные учреждения вне зависимости от формы собственности, льготы лабораториям на исследования, связанные с определение иммунитета к кори, материальная база инфекционных стационаров, материальное стимулирование медиков т.д.
- система образования – контроль вакцинального статуса везде, где только можно, ограничительные меры;
- пропаганда вакцинации! – социальная реклама, телевидение, соц.сети, поощрение работодателей (контролирующих вакцинацию сотрудников);
- дополнительные пособия родителям, чьи дети вакцинированы;
- страхование риска поствакцинальных осложнений;
- и многое другое – и все это повод собрать СНБО, обсудить, выработать программу, и решительно действовать.
Медицинские кадры.
- МОЗ деньги не печатает.
- МОЗ не имеет ресурсов обеспечить физическую безопасность медработников, их юридическую защиту.
- Деньги, налоговые и другие льготы (тарифные в том числе), всяческое придумывание стимулов для повышения престижности медицинского труда, государственные награды в конце концов…
- и многое другое – и все это повод собрать СНБО и решительно действовать.
И вот когда я обращаю внимание на то, что МОЗ нуждается в помощи Президента – МОЗ рассматривает это как критику реформ и топорно пытается опровергать…
- Президент не должен мириться с ситуацией, когда на глазах у всей страны идет война МОЗ и парламентского комитета по здравоохранению.
- Президент не должен допускать, чтобы министр годами ходил с унизительной приставкой «и.о.».
- Президент должен словом и делом продемонстрировать личное отношение к вакцинации.
И многое другое…
***
Сменим тему.
Стратегия реформ – признание, что нет никакой особой национальной медицины, что есть медицина научная, доказательная, есть протоколы лечения, есть современная система постоянного повышения квалификации, есть лекарства с доказанной эффективностью, есть электронный паспорт пациента, есть в конце концов вакцинация как самый эффективный способ профилактики инфекционных болезней – это то, о чем я мечтал всю свою жизнь.
Я не просто поддерживаю – я сторонник реализуемого сегодня стратегического курса на реформу здравоохранения.
Еще раз: стратегическому курсу на реформу здравоохранения нет альтернативы.
Я вижу реальные риски этому курсу и это фактически главное, что заставило меня положительно отреагировать на просьбу Владимира Зеленского стать его советником.
Я вижу реальные положительные изменения (их немало), но у меня есть множество замечаний по тактике реформ. По коммуникации МОЗ как с медиками, так и с обществом. По стремлению ликвидировать плохое старое, не создав хорошее новое. По неумению признавать ошибки. По неумению искать компромиссы. По отношению к критике - любой даже с мелочью несогласный - враг и коррупционер, тормоз реформ и т.д. И все знают, что дипломатия – это ахиллесова пята как и.о. министра, так и всех ее заместителей.
Как следствие – МОЗ не имеет реальной поддержки в парламенте (и не только в парламенте) и многие топ-политики (включая кандидатов в президенты) критикуют реформу, при этом подавляющее большинство тезисов совершенно необоснованы, поскольку решение проблем упирается, зачастую, не в хотелки МОЗ, а в наличие средств.
Опять-таки, коррупция, как явление, как главный тормоз реформы не может быть побеждена без прямой поддержки МОЗ со стороны Президента и силовых структур.
Нам надо работать над ошибками, избавляться от саботажников, учиться договариваться, понимать и принимать, что критика отдельных действий/решений – это стремление сделать их более эффективными, а не попытка снять корону с голов топ-реформаторов.
И самое главное – на этапе парламентских выборов постараться объединить медицинское сообщество вокруг политических сил, которые реальной программой подтвердят готовность сохранить стратегический курс реформ и активизировать сами реформы.
***
20.04 появился очень важный и очень своевременный документ – обращение к Владимиру Зеленскому множества общественных организаций, по поводу медицинской реформы -
https://www.facebook.com/…/a.70507175290…/2219350461476759/…
Если Президент воспользуется моими советами (на что я очень рассчитываю), ответы на поставленные вопросы будут такими.
- Поддерживаете ли Вы принципы трансформации системы финансирования здравоохранения, которая сейчас происходит, и готовы ли Вы помочь ускорить реформу здравоохранения в больницах?
- Однозначно ДА.
- Поддерживаете ли Вы команду реформаторов, которая сейчас внедряет медицинскую реформу?
2 варианта ответа:
- ДА, но отношение к команде в целом и отдельным ее членам может меняться в зависимости от результатов деятельности, умения делать выводы из ошибок и скорости исправления этих ошибок;
- «команда реформаторов» не имеет никакого отношения к компетенции президента. Команду определяет министр, министра определяют парламентские выборы.
- Сделаете ли Вы все от Вас зависящее, чтобы обеспечить реализацию нормы Закона Украины о финансировании системы охраны здоровья на уровне 5% ВВП?
- Однозначно ДА.