Возможно, для кого-то еще будет интересно :
Как ломали Булгакова
Ломали ли, но вряд ли сломали. Очень сомневаюсь. Да, он и его жена ждали чуда, но чуда не случилось. За вторую часть Театрального романа стоит наверное перевешать всех критиков Булгакова, чьи имена давно забыти и тех подлецов, которые не давали ему зарабатывать на жизнь. Но даже когда он умирал, он не писал покаятельные письма, не лизал задницу Союзу писателей в публичных газетах. Послать Фадеева - это очень смелый и отчаянный на тот момент шаг. На тот момент Фадеев божок союзного масштаба и мог сделать практически все.
Пьеса Батум, к слову, очень неплоха и Сталин там выглядит весьма живым и умным человеком. Причем автор сумел даже передать местный колорит. Наверное это и была причина, по которой пьесу сняли. В то время требовалось чтобы вождь аккуратно входил в сцену бронзовым памятником себе, говорил пару тройку умных фраз, мигом решая проблемы космического масштаба, которые не могли решить остальные персонажи в этой сцене, делал тайное явным, давил социалистическим сознанием и пролетарской грамотностью, и аккуратно удалялся, а все смотрели ему в след. Там это тоже есть, только очень мало бронзы и выглядывает живой человек.
Да, Булгаков и его жена жили последние годы в страшной нищете. Та же нищета ждет позже Зощенко. Произведения Булгакова не печатались по тридцать лет и более лет. Тот же "Иван Васильевич меняет профессиию" - фактически дословная постановка его пьесы плюс песни минус происхождение управдома. Ну и чуток патриотизма для Милославского. Остальное - один в один. Но умирает Булгаков в 40 году, а фильм снимается в 73. Мастер и Маргарита полный вариант выходит вообще в 90ые.
Помнится на ББС был документальный фильм про один из концлагерей, и одна уже дама рассказывала, как она туда попала девочкой, как убили и умирали ее родные рядом с ней. А в заключение она сказала что регулярно ездит к памятнику на месте лагеря. Потому что она жива и значит она и ее родственники победили нацизм. Булгаков и его книги есть у каждого уважающего себя русскоязычного человека. Так что он победил, пусть даже и после своей смерти.