Неоднократно наблюдал картину, когда в маршрутках поднимают цены за проезд и где-то неделю народ пытается ездить на троллейбусах, маршрутки ходят свободными даже в час пик, а потом всё возвращается на круги своя.
Нужно понимать, что это сравнение — между маршруткой и троллейбусом брежневских времен.
Который обслуживается из рук вон плохо и в КП, его содержащем, чудовищный бардак.
Понятно, что при таком подходе что угодно выиграет, даже маршрутка покажется более комфортным сервисом.
То есть у транспорта, который обеспечивает более комфортный проезд по более высокой цене (например, пассажиров стоя не берет, не ждет, пока будет полностью заполнен, новые автобусы, гарантированный график движения и т.д.) вполне может быть коммерческая перспектива даже на тех же самых маршрутах.
Рыночные перспективы ограничиваются в наших условиях коррупционной составляющей, а вообще — необходимостью регуляции со стороны властей. Т.к. цель не заработать деньги, а обеспечить общественные перевозки.
Кроме того, важен системный подход. Это касается очень многих вещей, начиная с банальных стыковок, рациональному подходу к логистике и т.п. и заканчивая решением более высоких целей — например, уменьшение выбросов в пределах города.
Поэтому в данном случае свободного рынка быть не может, рынок будет даже в идеале ограничен определенными очерченными регулятором (в данном случае городом) рамками.
И все равно метро будет в своем роде монополист, как и другие подобные проекты поменьше.
Более дорогие комфортные маршрутки у нас вряд ли приживутся, как с трудом ведут свой бизнес, например, такси-люкс, которые чаще всего вовсе не люкс, а просто нормальные в отличие от остального трэша. Просто потому, что народ привык ездить в трэше, а если даже и хочет что-то получше, то получается, что аудитория поменьше, машин поменьше, что влияет на ключевую составляющую — скорость подачи машины.
Сейчас вроде эту проблему частично пытается решить Убер, но пока это за счет вливаний, из расчета, что в будущем людям понравится более современный подход при разумных ценах.