Два вопроса:
1) А что мешает в качестве маршруток использовать большие автобусы? Прописать в лицензионных условиях, что преимущество на конкурсах по таким-то маршрутам отдается перевозчикам с автобусами большой вместительности.
Вроде бы пытаются постепенно. Идет со скрипом, т.к. для автобуса нужна нормальная инфраструктура, их вдоль дороги не кинешь, в конце концов.
Опять же, сложившаяся порочная система, когда кровь из носу нужна низкая цена за проезд, убивает более масштабные проекты — люди боятся вкладываться на длительные сроки, маршрутки более мобильны в этом смысле. В общем, многое от бедности.
Вроде бы да, народ бедный и цена для него важнее качества сервиса. Но с другой стороны, сейчас есть ситуация, когда по одному маршруту едут, например, троллейбус и маршрутка. В троллейбусе проезд стоит в два раза дешевле, но пассажиры есть и там, и там. И маршрутка не забита, и троллейбус. Значит, готовы больше платить за какое-то преимущество (например, маршрутка едет быстрее).
Неоднократно наблюдал картину, когда в маршрутках поднимают цены за проезд и где-то неделю народ пытается ездить на троллейбусах, маршрутки ходят свободными даже в час пик, а потом всё возвращается на круги своя.
То есть у транспорта, который обеспечивает более комфортный проезд по более высокой цене (например, пассажиров стоя не берет, не ждет, пока будет полностью заполнен, новые автобусы, гарантированный график движения и т.д.) вполне может быть коммерческая перспектива даже на тех же самых маршрутах. Естественно, если обычная маршрутка свободна, то в более дорогую мало кто сядет, разве что по привычке (хотя опять же, это она сейчас свободна, а через две остановки набьется народу и полная тетенька будет грудью ложиться на лицо сидящим пассажирам, помахивая у них перед носом пакетом с селедкой, зажатым у нее в руке, которой тетенька держится за поручень

).