Не вижу каким образом. Не думаю, что инвесторы такие идиоты и ничего не понимают. У нас в стране вообще нет доверенной связи. В принципе. Никакой.
Когда-то у государства был Укртелеком и даже мобильная связь при нем. Теоретически (ну сильно теоретически) можно было бы всё сделать. Кстати, большая часть Теленора принадлежит государству Норвегия и это не мешает ему быть очень успешным игроком, в т.ч. на мировом уровне.
Далее, напомню, что УМС, предок на 100% российской МТС, не имел вообще ни копейки российских денег изначально. Как же мы дошли до такой жизни?
А Голден Телеком?
Я к чему — конечно, можно попробовать сейчас заставить МТС и/или Киевстар продаться кому-то, ну может контрольный пакет. Во-первых, кто купит. Прибыли хорошие, но рынок уже не растет, вообще-то. А если учесть в валюте, так и вообще капец.
Во-вторых, с чего бы это кто-то должен купить, под риском, что потом это нельзя будет продать. А если можно — то не россиянам (а других рисковых особо не наблюдается).
Естественно это скажется на инвестиционном климате, еще как.
При всем при том, что да, концентрация рынка связи в российских руках — вещь опасная.
Украинское правительство заведует лицензиями, разрешениями и налогами. Оно не решало не потому что не могло, а потому что не хотело
.
Споры у норвегов и россиян начались давно, еще в России. Там норвеги были в меньшинстве, но имели второй по величине пакет, т.е. были представлены довольно хорошо.
Качественное обострение началось тогда, когда россияне решили зайти на украинский рынок Билайном. Норвеги возражали: хотите вложить деньги в Украину — у нас же есть совместный с вами Киевстар, зачем гробить деньги на дорогой заход Билайна.
Россияне аргументировали тем, что Билайн должен быть межнациональным брендом, чтобы качественно конкурировать с МТС.
Норвеги говорили — ОК, но Велкам (УРС) стоит миллионов 20, не больше, вот расчеты, а вы собираетесь отдать за него 200 (в итоге получилось 230 + 30 юристам за сделку). Пахнет коррупцией и обманом акционеров, мы против.
В общем, потом всё и заверте.
И на тот момент даже мысли ни у кого о слиянии не было.
Так что дело вовсе не в украинском правительстве, всё гораздо сложнее.
Чисто теоретически украинское правительство могло запретить слияние Билайна и Киевстар, но повторю, речь шла вовсе не об украинском Билайне и Киевстаре. Речь шла о глобальной сделке, вес которой был существенно больше, чем какое-то поглощение Киевстаром так и не поднявшегося в Украине украинского Билайна.