Я всегда думала, что уж я-то очень умная и на всякие разводки по телефону никогда не поведусь. Оказалось, фиг.
Сегодня звонят мне из банка (причем я была в помещении, где вокруг меня разговаривало много людей, поэтому начало разговора мне слышно было плохо), человек представляется сотрудником киберполиции "ПриватБанка" (мне потом уже сказали, что представляются сотрудниками Нацбанка, но я-то в этом гаме услышала то, что ожидала услышать) и говорит, что с моей карточки собираются сделать крупную покупку, которая показалась им подозрительной. И начинает задавать вопросы, на которые я добросовестно отвечаю. Причем он не спрашивает меня ни пин-код, ни CCV, ничего такого. Только где и когда были совершены последние транзакции и примерно на какую сумму. Разговаривает ОЧЕНЬ профессионально, вот именно так, как со мной всегда разговаривали настоящие сотрудники банка. И я в шоке. Реально. До такой степени, что начинаю делать то, что он мне велит сделать, чтобы, значит, как-то прекратить увод денег с моей карточки. Я сейчас даже не могу повторить, что именно он мне втирал, потому что это была полная чушь, которая в момент стресса казалась очень логичной.
В общем, надо было пойти к ближайшему банкомату (и не вешать трубку, главное, при этом он сказал, что на всякий случай разговор записывается), потом под его руководством снять деньги с той карточки, с которой предполагался увод денег (а какая это карточка, я сказала ему сама!). Причем он сказал, что с моего счета в данный момент не снялось ни копейки, это типа такая процедура, и теперь надо подойти к терминалу. Я послушно подошла. Выбрать "Поповнити мобільний". Я выбрала. Потом набрать нужный номер, проговорив его в трубку. Я все это сделала! А потом отправить снятые деньги на этот "специальный для таких процедур номер держустановы". И только в этот момент мозг заорал: "Але, подруга, ты про меня не забыла?! Охренела, что ли, ты только что своими руками сняла очень крупную для тебя сумму и своими же руками собираешься отправить ее на какой-то неизвестный номер?!" Чувак начал торопить, пугая тем, что если сейчас начатую процедуру не закончить, то он снимает с себя всякую ответственность и ему придется пропустить этот платеж, и в понедельник мне придется писать заявление в райотделе или в отделении банка, что меня обворовали, а он уже ничего сделать не сможет. Но тут мозг уже стоял на страже и я потребовала, чтобы он дал мне какое-то подтверждение, что он действительно является сотрудником банка. Ну для начала хотя бы сказал, как меня зовут. Он начал рассказывать, что, поскольку он запустил уже эту процедуру, у него вся база данных заблокирована, при этом одновременно успокаивая меня ("Не волнуйтесь так, я понимаю, что вы боитесь, но таков регламент банка, возвращайтесь к терминалу и переводите деньги, вы увидите, что все будет в порядке, я вам расскажу любую информацию, как только база будет разблокирована"), взывая к моей рассудительности ("Если бы я был мошенником, я бы просто снял деньги с вашего счета без всяких звонков, вот прямо сейчас") и опять же пугая ("Если мы сейчас это не закончим, то у вас будет огромная задолженность"). Когда он услышал звук домофона и понял, что я ушла от банкомата и вошла в подъезд, он понял, что не выгорело, и опять повторил, что снимает с себя всякую ответственность и дальше мне предстоит разбираться самой, после чего отключился.
Номер, с которого он звонил, на всякий случай: +380919484978.
Главное, уже через три минуты после окончания разговора, я увидела, насколько белыми нитками все это было шито. Но паника сделала свое дело. Ну почти сделала.
Будьте внимательны и подозрительны!