Всегда, всегда, когда говорите он неувиноват и так вышло, всегда в такие моменты представляйте себе, что это наемный сотрудник ваш, которому вы платите зп. И спрашивайте себя, сколько бы вы такого сотрудника держали на рабочем месте. И что бы с ним сделали потом, если заключен 5 летний контракт, запрещающий его уволить.
А тем временем почитайте об очередном назначении
Как известно, Украина на днях обзавелась новым главой Госпогранслужбы, и, как тут же раскопали любознательные люди из Bihus.Info и довели до общего сведения, год назад бравый генерал-лейтенант Петр Цигикал обзавелся автомобилем BMW X5 за 647 тысячи гривен. И ничего тут такого нет, кому еще на таких машинах кататься, как ее генералам. Только вот за тот год, в котором Цигикал купил машину, он заработал всего 284 тысячи гривен.
Там еще была интересная история с прежней машиной, которую генерал купил за 240 тысяч, а продал за 600 тысяч. Но тут бы я не удивлялся: музейная ценность, как известно, определяется особым образом. Машина «от Цигикала», шутка ли, надо было просить миллион.
Но вообще все это становится уже скучным: очередной слуга народа с достатком, не совпадающим с доходом. Совершенно заурядная ситуация, которая даже не служит поводом для отвода кандидатуры на высокий пост. Совершенно нормальная в глазах назначающих ненормальность.
То, что эти люди при том запрещают нам ковыряться в носу – это ладно. Однако при этом они много и пафосно говорят о борьбе с коррупцией и государственном реформировании. А о каком реформировании может идти речь, если не реформирован реформирующий?
Разговорам о том, что система вознаграждения госслужащих должна создавать стимулы для отбора лучших, уже много лет, но не сказать, что эти разговоры громки и настойчивы. Больше того, многие политики стараются этой темы не касаться: «Народ не поймет».
То есть когда должностной оклад мэра города-немилионника 5300 гривен, это народ понимает. Когда оклад министра 10 тысяч, и до какой-то более приличной суммы его надо добивать неприличными надбавками или доплатами из хитрых фондов, это народ понимает. Когда при несерьезных зарплатах серьезные государственные люди живут в роскоши, это тоже народ прекрасно понимает, а вот если привести все в нормальный логичный вид, чтобы звание чиновника перестало быть синонимом коррупционера, люди страшно возмутятся и возьмутся за колы и бейсбольные биты?
Сложнее народу объяснить, почему нужно провести разовую амнистию капиталов. Ненависть к нажравшимся такая, что больше поддержки получит норма о введении гильотины, с аплодисментами, переходящими в овации. Но без такой амнистии, как и без введения приличного денежного содержания государственных служащих, борьба с коррупцией превращается в попытку исчерпать неисчерпаемое и, в свою очередь, неплохое средство заработка для сотрудников правоохранительных органов и безотказный способ политического давления нелояльных для высшего руководства. Когда все на крючке, править так упоительно.
Парадокс, но, как указывает экономист Андрей Мовчан, самые жесткие режимы – самые коррумпированные. Для врагов и конкурентов – борьба с коррупцией, для своих – наиболее сладкие куски. Те же, кто рискует брать в этих условиях, берут, как в последний раз, много, очень много.
Поэтому, испытывая понятное удовлетворение от того, что очередного коррупционера взяли за одно место, важно не забывать задавать вопрос: а что сделано, чтобы такое не повторилось? На системном уровне. Расстрелы не предлагать. В обязательно упоминаемом в этом контексте Китае и стреляют, и продолжают брать. Потому что наказание – это только одна, и не самая важная часть борьбы с коррупцией. Очень сложная мысль, народ?
Леонид Швец, издание МИР