Насчет Горбачова советую почитать Буковского "Московский процесс", где он приводит подлинные стенограммы заседаний Политбюро. Так что здесь я целиком согласен с Leo_need - комуняку на гілляку.
Если вкратце, то никаким "либералом" и "реформатором" Горбачов не был. "Перестройка" задумывалась в Политбюро с вполне циничной целью продления жизни совку, в том числе и путем улучшения имиджа на Западе для доступа к кредитам и технологиям. Напомню, что в тот период было очередное охлаждение отношений после Афганистана и нефть как раз удачно рухнула. Просто аффтары "Перестройки" недооценили масштабы пиздеца, творящегося в советской экономике, и после легких попыток реформ система пошла вразнос.
Кстати, насчет пиздеца в советской экономике есть еще одна хорошая книга - "Без буржуев" диссидента Игоря Ефимова. Автор написал книгу к 60-летию СССР по материалам открытой советской печати 70-г годов, т. е. вполне себе развит
ого социализма. Для иллюстрации приведу краткий отрывок, который привлек мое внимание благодаря упоминанию известных по недавним событиям мест.
Реактор для катализа нефтяных продуктов весом в 150 тонн, диаметром 4,5 метра, изготовленный в Волгограде, должен был покрыть немалое расстояние, чтобы попасть в город Лисичанск Ворошиловградской области. Уже в процессе изготовления огромного агрегата пришлось расширять цеховой пролет. Спрямляли внутризаводские пути, расширяли ворота, чтобы вывезти с территории. На улице снимали провода, на берегу Волги соорудили специальный причал для подхода баржи. Баржа осела так глубоко, что на мелких участках Северского Донца впереди нее пустили земснаряд. В районе города Счастье на берегу реки выложили железобетонными плитами площадку для выгрузки. Операция «баржа — железнодорожная станция» длилась месяц, перевозка по железной дороге — 3 месяца. «Чтобы пропустить реактор приходилось выбирать землю под путепроводами, снимать светофоры в одном месте, частично демонтировать эстакаду в другом, взорвать монолитный железобетонный путепровод в третьем» (КП 21.10.77).
Теперь реактор спокойно ржавеет в траве на задворках Лисичанского нефтеперерабатывающего завода.
Оказалось, нужен он был не здесь, а в Омске. Но после того, как ошибка выяснилась, везти туда за 3000 км сочли невозможным. Проще было сделать новый. Комиссия выяснила, что в заброшенном реакторе уже недостает комплектующих узлов на 6 млн. рублей. Общая же стоимость неустановленного оборудования, осевшего на Лисичанском заводе доходит (как уже говорилось выше, на с. 160) до 24 млн. рублей.
И так везде. Поэтому совок просто обязан был гикнутся.
