Раз уж я вытянул примеры по ресторанному бизнесу, а тред все-таки не о налогообложении, а об эффективности украинских предприятий, то хочу отметить, что у кафе-ресторанов очень часто проблемы как раз в связи с тем, что у владельцев бизнесов подход идентичен к подходу крупного бизнеса, причем устарелому подходу, а не современному.
Характерно чем:
- постановка целей исходит из желаний и неточных оценок (обычно основанных на "тучных" годах),
- отношение к персоналу "уйдет этот — за дверью очередь желающих",
- у каждой проблемы должен быть минимум один виноватый.
Там, где устанавливается высокая конкуренция (не важно, есть или нет коррупция, — скорее важнее стабильность, т.е. если взятки платят все, то все одинаково и понятным способом), так вести дела становится проблематично.
Очень часто выходит, что кафе работает в убыток или не приносит владельцу вообще никаких доходов.
Что может поправиться, если хозяин сам "сядет на кассу", — очень часто это вынужденный шаг. Это характерно для современного малого бизнеса, но часто хозяева мнят себя крутыми бизнесменами и полагают, что для дохода от ресторана достаточно иметь ресторан, а дальше деньги должны сами наполнять их карманы.
Т.е. подход примерно схож, хотя и не совсем, в подходе акционера, купившего акции успешного предприятия и ждущего от него дивидендов.
В реальности это (сужу по Одессе) иногда выливается в микроменеджмент со стороны владельца, уменьшение роли руководства, произвольное ценообразование, существенное ухудшение положения сотрудников (они же "должны" обеспечить прибыль во что бы то ни стало, никаких отговорок), — и, как следствие, резкое снижение эффективности.
По малым кафе когда-то в 90-х наблюдал забавную ситуацию: очень маленькое кафе у пляжа, доход мизерный, т.к. пляж не особо популярный, хозяина было три человека, каждый из которых полагал, что владеет "почти рестораном", хотя, по правде, это была скорее пивнушка, ну только не совсем уж замызганная, чистенькая. Прибыли в сезон хватало ровно на то, чтобы бесплатно накормить владельцев, время от времени желавших пообедать в своем заведении...

Чему они, естественно, очень удивлялись.
В какой-то момент их терпение лопнуло и они отдали кафе в аренду приезжим, которые согласились платить достаточно высокую сумму, — но зафейлились в первый же месяц и слились в голубую даль, не заплатив вообще ничего...
