Как тот самый специалист из таблички "с опытом 7+ лет" скажу: аутсорс - тупиковая ветвь. Давно пора переходить на собственные авторские проекты. Некоторые средние по размеру фирмы уже начинают это понимать, но гиганты типа EPAM или SoftServe и дальше на 100% на аутсорсе. Абы бабло по-быстрячку срубить - а там хоть трава не рости. "Короткие деньги".
Как человек, наблюдающий за IT со стороны, могу сказать, что аутсорс (и аутстафф) очень для нас полезны. И не могу согласиться, что это тупиковая ветвь — они помогают готовить качественных специалистов. Вырасти на стартапе достаточно проблематично, негде посмотреть "в деле" чужой опыт, на чужом продукте — все-таки не такое разнообразие, как на аутсорсе, хотя возможны нюансы, конечно.
Естественно, продуктовое направление нужно развивать. Но есть ли смысл изобретать велосипед? Страны типа нашей всегда начинали в основном с аутсорса, а уже потом, когда появляется критичное количество способных создать свой продукт специалистов, начинали развивать что-то свое.
Вот хороший кейс и рассказ как раз ярого сторонника развития продуктового направления:
Влад Воскресенский — о том, как InvisibleCRM стала партнером Microsoft, Oracle, Salesforce и всех, всех, всехВыделю главную причину, препятствующую развитию продуктового направления в Украине:
Сложностей было миллион, потому что Украина — страна не особо продуктовая. Сейчас с этим уже полегче, потому что на карте мира Украина стала более или менее заметна, сюда стало как минимум проще приехать и уехать — а тогда было совсем плохо. Но основная проблема в том, что продуктовый бизнес — это не только разработчики, как в аутсорсинге. Тут нужен и продакт-менеджер, и аналитик, и юрист, и маркетолог, и продавать надо самим. А с этими людьми в Украине тяжело — их приходилось находить, учить, кучу раз ошибаться, плевать на все, ехать в Америку и искать там, платить за это в десять раз больше, чем в Украине.
И добавлю еще одну: плохие условия для развития международного бизнеса (а украинский рынок пока в упадке). Поэтому хоть и не все, но большинство украинских продуктовых компаний открываются зарубежом, а тут держат R&D и, может, "фактическую" штаб-квартиру, а формально стараются открыться где-нибудь в Дэлавере.