Что касается денег, нефти, Крыма и всего-всего.
Насколько я помню, не совсем корректно говорить, что бюджет был сверстан на цену 40 за баррель.
Насколько я помню, было несколько сценариев и 40 — это пессимистичный из них.
Да, нефть продержалась на уровне 45 в среднем за год и, скорее всего, та же фигня будет в 2017-м, что дает российскому бюджету определенные надежды.
Честно говоря, я ожидал коллапса раньше.
Просто крайне сложно делать прогнозы — слишком шатающаяся ситуация, слишком много факторов, которые при определенных обстоятельствах могут стать критичными.
При всей критике финансовых властей России и их незавидного положения, есть следующие моменты:
- удается удерживать относительно стабильное положение,
- резервов пока хватает,
- торговый баланс в существенном профиците, несмотря ни на что,
- даже если тупо качать насос, то нефти хватит на беспроблемную добычу где-то до 2020 года (Крутихин), далее начнутся проблемы, но и то, не обвал, скажем, в половину, а снижение на 5-7% со стойкой тенденцией.
Возможные дестабилизирующие или разрушающие факторы — вовсе не деньги, хотя их (в валюте) уже не хватает и приходится потрошить резервы (но резервы пока есть, в каком-то количестве).
Тут скорее можно сказать, что сбылись прогнозы Алексашенко, а не Рабиновича. Но они по-разному смотрят на мир: первый — аналитик и не предвзят, второй — инвестор, он покупает-продает будущее, а будущее — полный алярм.
Негативные стратегические факторы:
- порочная модель экономики, сырьевая основа и коррупционная насквозь структура,
- порочная модель квази-федеративного устройства — регионы-доноры вынуждены лезть из кожи вон, чтобы отдать деньги в жирующий центр, который еще и кормит отстающие регионы, а у последних практически вообще нет никакой мотивации менять положение и начинать зарабатывать,
- политическое устройство, благодаря которому у президента скапливается тотальное влияние не только на исполнительную власть, но и на законодательную, которая превратилась просто в цирк, и судебную, "радующую" нас просто ошеломительной практикой,
- из этого вытекает сословное устройство общества, где образовываются определенные сословия с разными законами-понятиями для разных сословий, это может иметь последствия,
- также из этого вытекает неэффективность экономики, несмотря на огромное количество бабла прямо из земли, отсюда — порочные политические решения, цель которых сохранить власть и отвлечь общество от реальных глубинных проблем.
Из "сегодняшних" факторов можно выделить следующее:
- даже при небольшом гос. долге крайне затруднено внешнее финансирование, а экономика чучхе не работает,
- российская экономика давно часть глобальной, поэтому даже точечные санкции больно задевают определенные отрасли,
- население закредитовано по горло, рано или поздно это выльется в катастрофу, которую не ясно, как решать,
- отсутствие внешнего финансирования и отток капитала поддерживает четкий курс на стагнацию, из которого невозможно вырулить без решения стратегических проблем, как политического, в первую очередь, так и макро-экономического плана,
- во главе "корабля" стоит какое-то хуйло, с огромнейшей властью, болезненными амбициями и совершенно оторванным от реальности мировосприятием — это один из самых труднопредсказуемых факторов.
Видимая прочность структуры, несмотря на дыры и трещины то тут, то там, вызывает некоторые мысли насчет ее возможной долговечности, но вся эта вертикаль может рухнуть совершенно катастрофическим образом от какого-то удара, внутреннего или внешнего, или просто от напряжения на каком-то участке — как в свое время практически непредсказуемо и в короткие исторические сроки рухнул СССР, а ведь это была одна из сильнейших держав мира, если судить по внешнему виду.
P.S. Да, насчет денег и Крыма. Деньги не закончатся, но способ их использования может быть таков, что их будет критично не хватать. Даже несмотря на профицит торговли. Машина огромна, что-то менять сложно. Регионы уже банкротятся — этого не допустят, но это уже не звоночки, это колокол.
По Крыму трудно предсказуемо, т.к. это иррациональное политическое решение. Именно из-за труднопредсказуемости не следует исключать и быстрого решения — но и как-то надеяться на него тоже не стоит, у России есть достаточно сил удерживать его в оккупированном состоянии еще очень долго.