Однако, в Москве и Казани многих из этих проблем нет за счет сильной и вменяемой (относительно) городской власти. Поэтому они не боятся говорить, что маршрутка — крайне неэффективный способ перевозок людей. Так что этот рынок обналички в Москве и Казани решили закрыть к чертям. Принцип такой: город будет заказчиком перевозок, по фиксированному тарифу и заранее известному расписанию. В этом деле Мосгортранс или какой-нибудь Автолайн — равноправные участники тендера на маршрут. Вся конкуренция у них будет только в кабинете, где будет проводиться тендер. На улице пассажир не должен вообще увидеть никакой разницы между ними: автобусы должны быть одинаково хорошие, водители одинаково подготовленные, билеты все принимаются одинаковые, действуют все проездные...
То есть Дептранс составляет расписание и собирает себе всю выручку через электронные карты и валидаторы. На основании данных ГЛОНАСС контролирует выполнение транспортной работы всеми перевозчиками (и муниципальными, и коммерческими) по маршрутам с утвержденным им расписанием. И на основе фактически выполненной работы, с добавлением штрафов или премий, выплачивает перевозчику гонорар. То есть никакой конкуренции на улице, никакого черного нала, никаких нарушений расписания, никаких аварийно-опасных автобусов... Зато сам дептранс, планируя такую систему - планирует и всю ее экономику, может продумывать стыковки расписаний автобусов и иного транспорта, и так далее. Он платит за фактический пробег автобуса + премия, если не было аварий и нарушений графика. Он утверждает - какие автобусы будут на маршруте.
Так вот, такую систему в России осиливает сейчас Москва, такая система действует в Казани, и к такой системе хочет перейти Самара. То есть Дептранс Москвы не "запрещал маршрутки" — он просто запретил обналичку черного нала, эксплуатацию без расписаний, работу без проездных, нарушения ПДД и правил перевозки пассажиров, уход от налогов... и сам выбирает тип вместимости автобусов, в зависимости от пассажиропотока и эффективности использования уличной сети города. Таким образом, система экономически приходит к тому, как она работает в Европе: микроавтобусы исчезают, им на смену приходят автобусы большой вместимости, в том числе и коммерческих компаний.
Для тех, кто грустит о маршрутках, как быстром способе перевозки пассажиров: в рамках этой реформы планируется увеличение на 40% общей провозной способности транспортной системы. Грубо говоря, автобусы ходят почти в 2 раза чаще. Причем среди них должно появиться большее число автобусов-экспрессов, которые будут пропускать остановки с малым пассажирооборотом + выделенные полосы. То есть в сумме цель такая, чтобы в салонах стало много просторней (из-за роста числа автобусов) — и не приходилось стоять, или уж тем паче давиться. А по скорости компенсировать все за счет выделенных полос и экспрессов. Самое забавное, что экономически это еще и выгодно городу, за счет того, что перестанут кроиться в теневом секторе деньги и нагрузка на УДС снизится. Вот, вслед за Казанью и Москвой Самара нечто подобное с горем пополам тоже планирует.