Cпойлер
Утверждение о том, что через Тело Христово не передаются вирусы, тоже очень сомнительно даже с точки зрения самого православного вероучения. Так, один из лучших отечественных богословов, отец Кирилл Говорун, полагает, что это - ересь докетизма, осужденная еще в 325 году на Первом вселенском соборе (докеты - одна из самых ранних христианских сект, отрицавшая реальность страданий и смерти Христа, аргументируя, что Бог не может ни страдать, ни гибнуть).
Под давлением этих аргументов и практически сложившейся ситуации, две из трех крупнейших церквей Украины - Православная церковь Украины и Украинская греко-католическая церковь - пусть и после некоторых колебаний, но ограничили проведение обрядов.
Однако Московский патриархат выделился. Ряд его парафий прямо воспротивился ограничительным мерам местных властей, подавая в суд. Видные деятели - включая, по иронии, вышеупомянутого митрополита Павла - призывали ходить на службы и обниматься. В общем, если кто-то считал, что Московский патриархат и Православная церковь Украины отличаются только позицией по национальному вопросу - вот и проверка подоспела. Далеко не только.
Некоторые наблюдатели поспешили обвинить Московский патриархат то в сребролюбии - мол, они это все делают, чтобы пожертвования прихожан не терять - то вообще в участии в диверсии в пользу России. Оба утверждения неверны, что легко проверяется. Первое - тем, что сами священники и епископы, проводя эти службы, подвергают себя значительно большему риску, чем прихожане - им-то приходится тесно контактировать с сотнями за день. Результат мы видим по ситуации в Лавре. Никакие пожертвования бабушек на Пасху того не стоят. Второе - тем, что вряд ли злокозненный Кремль решил бы уничтожить, в первую очередь, своих же сторонников в Украине.
Более того - и снова ирония, да что ж ты будешь делать - в России тот же самый Московский патриархат сворачивает активности и активно призывает прихожан сидеть дома. Активность нашего “местного отделения” объясняется не тем, что им дали команду собирать и заражать людей. Все еще проще: они действительно до последнего времени не очень верили в коронавирус, зато очень - в чудесную силу церковной службы.
В религии (и вообще в культурологии) есть феномен - чем дальше в лес, тем толще партизаны. Чем дальше от центра, тем консервативнее люди. Это хорошо знают лингвисты: на окраинах и в диаспоре даже язык меняется значительно медленнее, чем в центре. Мы привыкли недобро смотреть на патриарха Кирилла, но на самом деле Русской православной церкви окраина значительно более косная, негибкая и “исконно-посконная”, чем сама Москва. Это относится и к украинскому филиалу РПЦ. Они, действительно, дремучее своего центра. Иногда - демонстративно дремучее: мол, мы тут, на рубеже, в вере стоим, не то что некоторые.
Результат наблюдаем.
Почему же власти это не запретили, спрашивают многие. Почему в парках гулять нельзя, а у церкви толпиться оказалось можно?
Есть некоторые юридические нюансы: например, белочка из парка вряд ли оспорит запрет в суде, а вот Лавра может.
Но есть ответ и попроще: они боятся.
В начале коронавирусно-карантинной истерии МВД очень хорохорилось. Мол, наконец-то настал тот момент, когда мы железной рукой принудим малых сих к порядку.
Возможно, это помогло выбить новое финансирование при пересмотре бюджета (язык не поворачивается назвать это действие секвестром, расходная часть в итоге только выросла). Но никакого “взятия ситуации под контроль” не произошло. Произнося жесткие речи, в духе полицейских режимов, на практике МВД оказалось не в силах взять ситуацию под контроль. С одной стороны - мужик в плавках, которого подстерегает на пляже полноразмерное отделение. С другой - поджигаемые сельскими дурачками леса под Чернобылем, хипстеры, прорывающие кордон Нацгвардии в аэропорту, и невозможность удержать несколько десятков человек в одном отеле в центре города.
Перспектива сражаться с многочисленными бабушками Московского патриархата плоха для МВД уже потому, что бабушки, в отличие от полицейских, готовы идти до конца. Именно поэтому, а также из нежелания доводить до уличных конфликтов до последнего времени власть включала - да и сейчас не выключила - режим максимальной лояльности по отношению к церковным мероприятиям. Здесь нет особого пиетета перед церковью, здесь просто неготовность идти на жесткие меры взаправду, а не понарошку. В конечном итоге Лавру, впрочем, все равно пришлось закрыть - но другие храмы Московского патриархата все еще ждут своих прихожан.
Понять логику власти поможет интервью главного санитарного врача Виктора Ляшко. На прямой вопрос издания “Левый берег”, мол, зачем запретили прогулки в парках, если заразиться там, соблюдая дистанцию, почти невозможно, он ответил - это не в целях эпидемиологии, это в целях психологии. Мол, хотели показать украинцу, что карантин - не время расслабляться.
Наша нынешняя власть - кинорежиссеры. Даже карантин они мыслят, в первую очередь, с точки зрения психологического эффекта, оказываемого на зрителя. Поэтому парки запретили - чтобы не расслаблялись. А церкви оставили - чтобы не бузили. Логично, если у тебя в приоритете казаться борцом с моровой пошестью, а не быть им.
Осталась только одна интрига - что же будет на Пасху?