Все началось со 100 граммов зерна...Основатель TravelPost Ярослав Львович рассказывает, что эта история началась в 2017 году, когда его товарищу понадобилось передать органические продукты — 100 граммов зерна — на экспертизу за границу. Но ни один из логистических операторов не соглашался перевезти посылку, так как ее содержание противоречило правилам перевозки.
“Важная сделка могла сорваться из-за бюрократических барьеров. Ее спас знакомый, который благодаря счастливой случайности собирался провести отпуск в том же городе и доставил туда этот пакетик без всяких проблем”, - говорит Львович.
Именно эта житейская история и подсказала ему идею мобильного приложения, призванного находить путешественника со свободным местом в своем багаже.
“Мы помогаем путешественнику покрыть расходы на дорогу, а отправителю переслать нетипичный груз. Аквариумных рыбок, скажем, или котенка. А еще - стеклянные банки, в деревне ждет бабушка, чтобы закрыть на зиму новую порцию огурцов или варенья. Котлеты для сына-студента, чтобы не ел одну "мивину". Однако мы не пытались создать еще один почтовый сервис, а мечтали о международном сообществе путешественников, которые помогают людям реализовать мечты, когда традиционная почтовая служба не может помочь”, - добавил он.
TravelPost — это не служба доставкиЭто чисто информационный сервис. У компании нет складов, штата курьеров, транспорта. Они не перевозят посылок, не участвуют в переговорах между отправителем и путешественником...
“Сервис лишь помогает найти друг друга людям, которые вот просто сейчас ищут, как бы передать посылку с попутчиком. Например, ищут среди знакомых в соцсетях, везут посылку на вокзал в надежде договориться с проводником и т.п. По тем или иным причинам они уже отказались отправлять свой груз традиционной почтой. То есть, наш сервис - это техническое решение известного народного способа передачи посылок через проводников и водителей маршруток, это сервис, который я называю “почта через попутчиков”, - объясняет автор проекта.
Как работает сервис?TravelPost позволяет найти путешественника, который за приемлемое вознаграждение готов взять с собой посылку. С другой стороны - найти человека, которому нужно отправить посылку по маршруту вашего путешествия. Принцип достаточно прост: скачать приложение и зарегистрироваться. Потом пользователю нужноо выбрать роль - отправитель или курьер. Если он готов доставить какие-то посылки, следует указать подробности ближайшей поездки: город прибытия и отправления, дату и транспорт (автомобиль, грузовик, корабль, поезд, самолет, мотоцикл). Также необходимо выбрать желаемый размер и вес посылки (от 1 кг до 50+). Сервис автоматически предложит оставленные пользователями (отправителями) заявки на доставку. Остается только договориться: исполнитель и заказчик должны обсудить все подробности в чате, к примеру, вознаграждение (оплату), которую каждый определяет сам.

“Момент передачи вознаграждения зависит от договоренности между отправителем и путешественником, а также от специфики посылки и самой доставки. TravelPost никак не вмешивается в этот процесс”, - убеждает Ярослав Львович.
Ну и, собственно, последнее... После выполнения задания пользователь и заказчик должны оставить отзыв друг о друге, обменяться оценками, формируя пользовательский рейтинг.

“Система рейтинга и отзывов - это простой и понятный механизм противодействия "непорядочным" пользователям, в котором принимают участие все пользователи системы. Когда вы только регистрируетесь и не можете иметь отзывов, система предлагает заполнить свой профиль: загрузить фото, добавить свои учетные записи Facebook и Google, подключить e-mail. Это все показывает вашу открытость, и за это вы получаете дополнительные баллы к своему исходному рейтингу. Понятно, что чем больше информации будет внесено пользователем, тем сложнее ему будет снова зарегистрироваться в сервисе после блокирования его учетной записи. В случае аргументированных жалоб TravelPost оставляет за собой право блокировать аккаунт нарушителя”, - говорит он.
Кто они и сколько их, пользователей сервиса?По данным разработчиков, около 25% зарегистрированных пользователей на данный момент - украинцы, проживающие за рубежом.
“Сервис запустился только неделю назад. На момент запуска у нас возникли проблемы из-за высокого наплыва желающих зарегистрироваться. К сожалению, не всем удалось это сделать в первые дни. С техническими сложностями мы уже справились и работаем стабильно. Сейчас в сервисе больше тысячи зарегистрированных пользователей. Около четверти из них - украинцы, проживающие за рубежом. Конечно, чтобы сервис заработал полноценно, этого очень мало. Но активный старт вселяет надежду”, - говорит разработчик сервиса.
На просьбу поделиться интересным примером “из жизни приложения”, Львович предлагает вернуться к этому вопросу через месяц-два. Сейчас, по его словам, TravelPost “проходит обкатку” реальными людьми: “Мы видим, что создаются посылки и поездки. Но мы также видим, что часть из них создаются ради теста. Через некоторое время это уляжется, и тогда уже можно будет говорить о реальных удачных примерах из жизни”.
Существуют ли какие-то ограничения по посылкам?Все ограничения связаны исключительно с законодательством нашей страны и страны назначения посылки. Отправитель, так же как и перевозчик, должны знать таможенные правила и понимать, что их нарушение может привести к последствиям. В этом случае можно сказать, что лишняя осторожность никогда не будет лишней: “Призываем руководствоваться здравым смыслом и не передавать посылки с людьми, вызывающими сомнение. Также не рекомендуется принимать к перевозке упакованные посылки, товары в заводской упаковке и т.д. То есть вещи, которые путешественник не может проверить”.
Аналогов в мире немало, но, в отличие TravelPost, они локальныеТакой вид почтовой доставки называется “краудшиппинг” и понемногу становится популярным. Аналогов TravelPost в мире больше 100. Но большинство таких приложений или только веб-сервисы, или только мобильные, и хорошо покрывают лишь ту страну, в которой были запущены. Наши же разработчики говорят, что в Украине TravelPost стал первым таким сервисом: “Мы очень надеемся, что нам удастся стать именно международным игроком, а не локальным. По сути, подобные сервисы создаются не программным кодом и даже не программистами-разработчиками, которые его пишут. Такие сервисы создаются людьми, которые их используют, и решают свои ежедневные задачи с их помощью. Надеемся, что украинцы разделят с нами идею взаимопомощи и доверия и помогут сформировать такое сообщество”.
Планы на будущее и будет ли сервис платным?Разработчики говорят, что в будущем все таки планируется брать комиссию с перевозчика (путешественника). Впрочем, как именно это будет реализовано, пока не сообщают: “Возможно, пойдем по пути, когда монетизация будет зависеть от страны, в которую едет путешественник. Возможно, в самой Украине приложение так и останется бесплатным”.
Что касается планов на будущее, то они амбициозны: в компании хотят, чтобы TravelPost был похож не на украинские компании, а на мировых лидеров – Airbnb и Uber. Сейчас же задача №1 - создать активное сообщество пользователей, которые будут использовать сервис для каждой своей поездки и не бояться доверить свою посылку “незнакомцу”: “Этот момент проходили все компании, работающие по принципу экономики совместного пользования. Текущий этап для себя мы определили как время накопления опыта”.
Вместо заключенияСоздание подобных приложений - хорошая иллюстрация того, как человечество постепенно отстраняется от государства и его услуг. За государством будет то, в чем без него не обойтись: законодательство, например, или оборона. Ведь ни для кого не секрет, что любое государство, не только Украина, привыкло постоянно все контролировать.
К примеру, не так давно Верховная Рада ввела ограничения на беспошлинный ввоз товаров в Украину: как при физическом пересечении границы, так и путем почтовых пересылок - до трех посылок в месяц стоимостью до 150 евро. Ограничение начнет действовать с 1 января 2019 года. Похоже, что разработчики TravelPost решили так обойти грядущее ограничение. Так это или нет? - спрашиваем у них.
Львович: “Да, теоретически, сервис позволяет договориться с путешественником, что тот привезет из-за границы любой заказ. Но мы не хотим, чтобы в нас видели сервис, помогающий обойти закон. В первую очередь, мы помогаем людям пересылать посылки друг для друга - когда время и стоимость доставки имеют значение”.
Мирослав Лискович, Киев