: нет воды - нет города.
Крупных рек, правда, рядом нет: все они несудоходные километров на 500 вокруг.
Разве что по водоохренилищам гацают яхты... а так, максимум, буйдарки-моторки...
До того, как во второй половине 19-го века через Харьков прошла железка на Юг России,
он развивался не очень быстро, хотя и был центром Слободской Украины и местом проведения
крупных ежегодных ярмарок.
После Крымской войны Россия попыталась осовремениться и, благодаря географическому положению,
Харьков стал крупнейшим украинским железнодорожным узлом.
По-сути, деловым и промышленным центром
всего юга тогдашней России. Население увеличилось за 50 лет раз в двадцать -
быстрее развивалась только морская Одесса.
За 15 лет до Первой мировой в городе были построены здания, определяющие облик старого центра города.
Их назначение, главным образом, банковские конторы, доходные дома, страховые общества и особняки богачей.
После "революции", когда Советский Союз провозгласил себя авангардом мира во всех отношениях,
в том числе, и в архитектуре, было снесено немало красивейших церквей (в том числе две, мои любимые - Дмитриевская (необарокко)
и Николаевский собор (неовизантийский стиль)
.
Появился новый стиль - конструктивизм.
В этом стиле построен ряд зданий "верхнего центра" тогдашней столицы Украины: Госпром и почти весь комплекс зданий площади Дзержинского.
Третья волна - имперский дохрущевский стиль (сталинский ампир): тогда в городе появился ряд зданий со шпилями-звездами.
Кернес, пользуясь авторитарными методами, здорово почистил город (навел порядок на базарах, снес несколько коммунистических памятников в центре), центральный парк перестроил... Везде у него свой интерес,понятно (базары и парк он через свои КП и ООО-шки полностью контролирует.
Коммунальная сфера: тут все хуже.
Она вся под Кернесом, а он - наперсточник.
Снаружи - красивый фасад, а внутри что, никто не знает...
Коммуникации приходят в негодность. Несчастный супернагруженный перекресток у м. Героев труда перекрывали на месяцев пять, наверное... По улице Шевченко регулярно лопается тепломагистраль, так уже более полугода в час пик пробки...
Бизнес хиреет. Исторически все крупные заводы построены "при капитализме" и в период "индустриализации" и были
зациклены, главным образом, на оборонный комплекс, т.е., на Россию.
Сейчас в этом отношении очень тяжело.
ВУЗов много, да... Студентов исторически больше, чем в Киеве.
Конкурентноспособных мало: ХИРЭ, может быть, еще универ и ХАИ-ХПИ кое-в чем...
Ну и юридические ВУЗЫ, сформировавшие основу украинской юриспруденции, будь она неладна...
Швейка-обувка, "легендарная" Барабашка, работавшие, во-многом, на Россию и обеспечивавшая
работой десятки-сотни тысяч людей - в загоне.
Настроения в городе, по понятным причинам, не очень...