Вот что касается Чулпан Хаматовой… Странный такой, знаете, внезапный ход мыслей, иногда так ведешь эфир, и приходит совершенно неожиданная мысль. Вот Чулпан Хаматова в гораздо большей степени трикстер. Знаете почему? Она, конечно, символ такого плюшевого зайца, чуть ли не ангела, еще начиная со «Страны глухих», но ее амплуа шире. И лучшая роль, которую она сыграла — это Лиля Брик в замечательном фильме Александра Шейна. Александр Шейн, которого я смею считать приятелем, человек, довольно мне близкий и интересный, он много придумал интересного тоже. Он, кстати говоря, и поэт неплохой. Но вот тут он снял блестящую картину, этот «ВМаяковский». И Чулпан там появилась, явила себя с неожиданной стороны. Хитрая, очень холодная, очень расчетливая, очень талантливая. Вот Лиля Брик, ее почему все считают злодейкой, она обладает многими чертами трикстера.
Но тут какая история, Чулпан Хаматова, мне кажется, трикстер в большей степени. Потому что Лиля Брик — она не играла, она была довольно простодушна в чем-то, она не притворялась хорошей. Чулпан тоже не то чтобы притворяется, но людская молва приписала ей ангельские черты. А
Чулпан совершенно не ангел, она человек очень прагматический, очень рациональный, иначе она не потянула бы работу такого фонда. Человек довольно холодный внутренне, много про себя понимающий, насмешливый, едкий, математик по основному призванию, она из математической школы.
И кстати, еще когда я посмотрел первую ее большую киноработу, «Время танцора», я Миндадзе спросил, что это за человек, что за актриса. И Миндадзе сказал, что
это самый целеустремленный, с самым безупречным самообладанием существо, которое он видел не просто в этом поколении, а вообще за последний год. «Пойдет чрезвычайно далеко», — он сказал. И вот это я чувствую, эту железную самодисциплину, этот стержень, этот холод. Вот Чулпан Хаматова такой персонаж.
И обратите внимание, что в ней совсем нет сентиментальности. А в ней есть, безусловно, сострадание, эмпатия, умение сопереживать. Она никогда не скрывала, что она ведь стала заниматься помощью больным детям после того, как заболел ее племянник. То есть это личный опыт.
И при этом она действительно умеет быть чрезвычайно сентиментальной и притягательной, но она умеет так выглядеть. В душе это чрезвычайно жесткий, трезвый и все про себя понимающий человек. И актриса она настоящая, она умеет быть очень разной, я это понял на спектакле «Мамапапасынсобака». Конечно, у нее есть роли абсолютно однотипные. Но вот когда я увидел эту Лилю… Понимаете, вот там она не играла, она это прожила действительно. И я увидел, что она такая. Как ее безумно раздражают люди, как она любит талант в любых его проявлениях, как она по-человечески ищет что-то сомасштабное себе. Вот мне кажется, Чулпан Хаматова сегодня единственный такой женский трикстер, наиболее очевидный. И я очень желаю ей когда-нибудь это сыграть.
Вот если бы написали роль для Чулпан Хаматовой, как она баллотируется в президенты России, через что она должна пройти… Ну знаете, хочешь, чтобы сделали хорошо — сделай сам. Очень может быть, что я напишу для нее такую роль. Конечно, она не возьмется, но сделать, чтобы Чулпан Хаматова сыграла, условно говоря, Ксению Собчак — это могло бы получиться очень здорово. Конечно, там не может быть никакой победы, никакого триумфа, там может быть, если угодно, моральный триумф. А очень бы хорошо, чтобы показать, как для нее участие в этой гонке закончилось и любовной катастрофой, обязательно, и полной потерей друзей, и в конце какую бы компенсацию, какое бы счастье ей… Я подумаю, я придумаю. Но вот эта история мне ужасно нравится — история про Чулпан Хаматову, которая избирается куда-то. Пожалуй, Чулпан, если вы меня сейчас слышите, давайте когда-нибудь обсудим эту историю и ее сделаем.
https://echo.msk.ru/programs/odin/2152504-echo/