

на сорочку в области бедер надевался специальный каркас, именуемый «панье» (фр. panier — «корзина») или «фижмы» (нем. fischbein — «рыбья кость, китовый ус»). Каркас изготавливался из ивовых или стальных прутьев, или из китового уса. Первоначально, в начале XVIII века, панье имело вид круглой юбки на стальных обручах, какие были известны ещё с XV—XVI века. Однако в середине XVIII века панье приобретают специфическую форму — т. н. «панье с локотками», при котором создается силуэт, расширяющийся с боков в области бедер, но плоский спереди и сзади.
Именно такой силуэт является типичным для эпохи рококо. Мода на панье и вообще пышные юбки сходит на нет после Великой Французской революции. Тогда же, в эпоху ампира, корсеты перестают быть обязательным элементом женского костюма, а те, которые остаются, становятся более мягкими, свободно облегающими фигуру.
На каркас надевались несколько дополнительных юбок, в том числе та, которая будет видна из-под распашного платья (англ. petticoat), и собственно само платье.
ПС: кстати, нижняя картина, принадлежащая Гойе, неправильно называется в русском переводе "Королева Мария-Луиза в кринолине".
Кринолины появились значительно позже.
ППС: Кстати, мадам с непростой судьбой.
Она, наверное, всю жизнь беременная была.
Только детей родила 14 штук. Из которых бОльшая часть в детском возрасте и умерла.
Непросто ходить беременной в туго затянутом корсете...
А рожала по очереди от мужа (он же двоюродный брат) и жившего с ними шведской семьей
бывшего солдата, которого они сделали премьером

...