НБКИ подтверждает: если в относительно благополучной Москве в кредит покупался каждый третий автомобиль, то в Еврейской автономной области таких 95%, на Чукотке — 91%, в Республике Саха — 83%, в Магаданской области, Бурятии и Адыгее — около 80%, в Тыве и на Камчатке — более 70%.
Многие участники госпрограмм переоценили свои силы и уже не справляются с обслуживанием кредитов, констатирует аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.
По данным «Эквифакса», число автокредитов, просроченных больше, чем на 90 дней, достигло 22% от общего объема выдачи. За год их доля подскочила на 7 процентных пунктов.
Заложниками ситуации оказались не только граждане, но и активно участвующие в госпрограмме коммерческие банки, которым нужно было удерживать долю рынка от агрессивно расширяющихся и объединяющихся госбанков, наращивать кредитный портфель, подчеркивает Яковенко. На его взгляд, наибольшие риски возникли у тех, у кого нет денежной подушки для покрытия рисков неплатежей.
Эта тенденция видна по всей стране: люди устали экономить, и идут в банки, чтобы вернуть себе прежний уровень жизни, говорит заведующая лабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.
За последние 9 лет доля семей, которые имеют хотя бы один не погашенный банковский кредит, выросла более чем вдвое: в 2008-м году таких было 26%, а в 2017-м — уже 57%, показал проведенный в ноябре опрос ВЦИОМа.
Чем беднее регион — тем быстрее его жители погружаются в долговую яму: так, например, в республике Тыва, где ВВП на душу населения на 66% ниже, чем в среднем по России, и находится на уровне Папуа Новой Гвинеи или Гондураса, объемы выдачи кредитов в 1,5 раза превышают среднероссийский уровень.
«Судя по статистике, в ближайшие несколько лет Россию ожидает потребительская катастрофа», — предупреждает директор программы экономическая политика Московского Центра Карнеги Андрей Мовчан: люди набирают кредиты, расплатиться по которым им будет крайне трудно.