Прелюдия и фуга es-moll (I том).
Ассоциативный образ цикла - "Снятие со креста и горестное созерцание плащаницы, которой было овито тело умершего Христа"
Этот трагический эпизод привлекал внимание многих художников. Можно вспомнить Джотто, Дюрера, Рембрандта. Как в картинах, так и в этой прелюдии общее настроение - сдержанная скорбь.
В прелюдии два звуковых плана, противоположных по смыслу. Первый план - выражение человеческого горя: восклицания скорби, душевной боли, прерываемые паузами. Второй же план - равномерное чередование аккордов - можно представить как тихий перезвон колоколов, как бесстрастное течение времени, объективность, своим покоем подчеркивающую страдания людей.
Прелюдия написана в размере Сарабанды - 3/2.
Сарабанда возникла в Испании как церковный обряд, род крестного хода в Страстную Пятницу вокруг плащаницы. Впоследствии сарабанда стала применяться во время торжественных погребений при отдании посмертных почестей усопшему - похоронный кортеж обходил вокруг стоявшего посередине церкви катафалка, преклоняя оружие в знамена. Из этого можно вывести, что Сарабанда соответствовала похоронному маршу "
Сравнение с Сарабандой дает представление об общем движении в прелюдии; кроме того, метрические фигуры Сарабанды обуславливают фразировку мелодии. В той же работе Яворский писал: "Моторнометрическая фигура Сарабанды была дважды трехдольна, причем вторая доля склонна была или к удлинению, сливаясь с третьей долей или частично, или полностью; или подвергалась, вместе с третьей долей, однородному расчленению. Сарабанде свойственны начало с сильной доли фигуры и женское окончание перед цезурами.
Фразировка позволяет, кроме того, выявить скрытый символ вызывания, выкликания, заключенный в первых аккордах прелюдии. Этот символ, ход на квинту вверх и малая секунда вверх, расшифрован в теме фуги, что подтверждает единство их содержания.
В прелюдии встречается символ искупления - в 6-ом такте от конца.
Фуга es-moll по-иному выражает идею прелюдии. Если в прелюдии горе страстно, то фуга - это внутреннее созерцание горя. Все развитие фуги носит характер медитативного погружения в идею. В экспозиции излагаются основные мысли для медитации.
Это тема фуги - первая строфа протестантского хорала "Aus tiefer Not schrei ich zu dir" ("Из бездны бед Взываю я к Тебе"), взятая Бахом почти целиком (лишь без первого звука), а также символы: воскресения (в сжатом виде - восходящий звукоряд из 5-ти звуков), предопределения, постижения води Господней, положения во гроб (фигура catabasis), пеленания (нисходящие и восходящие мелодические линии), крестного страдания, острой боли (фигура passus duriusculus , т. II) - то есть круг мыслей, связанных с искупительной жертвой Христа.
