Да, примерно понятно, кто устроил всё это январское буйство (см. кого посадили и кого ущемили). Есть аналитика недавних президентских выборов, экспертизы по иностранному влиянию на Казахстан и росту русофобских настроений. Есть подробные экономические сводки. И... это всё.
Буду рад, если у верхов есть закрытая социология по Казахстану. Такая, которая должна была быть по Украине. Есть предчувствие, что такой экспертизы нет. Но тогда наше незнание напрётся на знание врага: западные НКО и мозговые центры умеют работать.
Чего недостаёт? Конспективно, в виде вопросов:
— Когда и на каких основаниях сформировался казахский народ? Какова роль Российской Империи и Советского Союза в дооформлении казахской идентичности? В советское время эти вопросы несколько замалчивали, и сейчас самое время максимально деликатно прояснить их.
— Казахская литература: на каких авторов мы можем опереться в нашем межкультурном диалоге? Абай Кунанбаев, Ильяс Есенберлин, Сакен Сейфуллин... Кстати, незаслуженно разгромленный Джамбул Джабаев вовсе не так прост, как кажется перестроечным летописцам.
— Какие деструктивные конструкты вырастили в постсоветском Казахстане за последние 30 лет? Культ «Голодомора» («Ашаршылык» — кстати, неплохо разработан Дмитрием Верхотуровым*), ложные представления о казахской земле как «российской колонии и о «ущемлении» казахской интеллигенции в СССР...
— Что из иностранного «деструктива» наиболее успешно внедряется в Казахстане? Западная «толерастия», радикальный исламизм террористического толка, идея Турана («единого тюркского государства» с доминированием Турции)...
— Что из себя представляет пророссийская часть казахстанского общества? Чего мы хотим от них, и как мы можем их поддержать — в условиях непростого времени СВО?
— Есть ли возможность приструнить рост русофобии в Казахстане? Кто и как продвигает антироссийские ценности в республике?
и т.д. и т.п.
Может показаться, что большинство этих вопросов — высокие умствования, бесконечно далёкие от политической практики. Но это как в технических науках: без знания фундаментальных дисциплин невозможно решать прикладные задачи. Ракета не взлетит.
Почему-то именно в западных книгах можно наткнуться на главы о формировании казахской идентичности силами советского кинематографа (в частности, через фильм «Песни Абая» 1957 года). В дальнейшем это знание используется Западом при составлении конкретных инструкций и методичек. А потом мы теряем наших союзников.
Если знакомы с толковой экспертизой по этим темам — не поленитесь, напишите об этом в комментариях к этому материалу. Да, есть Никита Мендкович, Максим Крамаренко, Дмитрий Верхотуров, Юрий Бялый. Может, ещё три-четыре фамилии.
А цена всему этому одна. Наше добрососедство — или отсутствие оного в XXI веке.
Этот писатель написал книжку, что собственно голодомора в Казахстане не было и сами казахи убивали других казахов, а скот погиб от своеобразного бактериологического оружия. И вообще, пишет он, количество жертв сильно завышено.