Как Киев копал себе (или залез в) «долговую яму»До 1994 года, в период перехода Украины к самостоятельному хозяйствованию, госдолг формировался бессистемно и фактически не отражался в официальной статистике. Впервые точную сумму задолженности страны эксперты подсчитали по состоянию на начало 1994-го. Речь шла о $4,8 млрд. Украина привлекала эти средства на международных финансовых площадках как кредиты для НБУ и активно оказывала правительственные гарантии под иностранные кредиты для отечественных предприятий. Также продолжалось урегулирования долговых взаимоотношений с Российской Федерацией.
Начиная с 1995-го, Киев прибегает к внутренним займам – в основном путем размещения облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Тогда же Украина начала сотрудничество с некоммерческими международными финансовыми институтами, в частности Всемирным банком и МВФ. «Пиковым», учитывая долговую нагрузку, стал 2000 год. Тогда показатель госдолга достиг 48% объема ВВП. В абсолютных цифрах это $15,2 млрд.
«До 2000 года платежный баланс Украины постоянно ухудшался. Фактически все резервы шли на удержание валютного курса, – напоминает директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский, – особенно болезненный удар наша финансовая система пережила в кризисный 1998-й. Тогда произошла существенная девальвация молодой отечественной валюты (с 1,87 до 5,5 гривень за доллар). Потому и приходилось активно выходить на внешние рынки заимствований».
Зато потом – в период экономического роста 2001-2007 гг. – уровень прямого государственного и гарантированного государством долга сократился до 12,3% валового внутреннего продукта (показатель, которому могли позавидовать большинство ведущих экономик мира).
И в 2008-м «ударил» глобальный финансовый кризис. В Украине началось экономическое падение, произошла существенная девальвация отечественной валюты, когда курс подскочил до 11 гривень за доллар, стабилизировавшись в конце концов на отметке 8,3. Через активную политику заимствований на конец 2009 года уровень госдолга вырос до 38,4% ВВП.
Таким образом, менее чем за два года правительство Юлии Тимошенко заняло у МВФ, Всемирного банка и других кредиторов примерно $26 млрд. В частности, в 2008-2009-м, по новой программе Stand by Украина получила от Международного валютного фонда $10,6 млрд. Первый транш – $4,5 млрд в срочном порядке зачислили в золотовалютные резервы Национального банка. Остальные два транша – перевели непосредственно в бюджет. Как они были там потрачены – тема отдельного исследования.
Илья Несходовский, например, убежден, что полученные от международных финансовых доноров средства были использованы нерационально. Потому что они, в основном, шли на поддержку отдельных банков, которые из-за непродуманной (а иногда – и спекулятивной) политики оказались на грани банкротства. Не способствовали сокращению задолженности и падение экспортной выручки и торможение внутренних экономических процессов.
В 2010-м к этой сумме прибавилось еще $14 млрд (часть этих средств одалживал еще кабмин Тимошенко, но в основном – правительство Николая Азарова, которое было сформировано 11 марта, после победы на президентских выборах Виктора Януковича). В 2011-м ситуация несколько улучшилась, но к 2013 году все, как говорится, вернулось «на круги своя». В рамках программы сотрудничества с МВФ Украина получила два транша – всего почти $3,4 млрд. Вроде бы и немного. Но при этом действующий тогда Кабинет Министров, как и предыдущий, активно прибегал к коммерческим займам на внешних рынках, а также злоупотреблял постоянным выпуском ОВГЗ. Среди причин активизации займов эксперты называют попытки искусственно удержать курс национальной валюты (ввиду активного разбазаривания золотовалютных резервов). Но в условиях сохранения отрицательного сальдо внешней торговли все эти средства, как говорится, «уходили в песок». Не помогли и пресловутые три «российские миллиарда для Януковича»... При этом, к «общим» с правительством Тимошенко $14 млрд займов 2010-го, Николай Азаров за время правления «добавил» еще примерно $19 млрд.
Таким образом, к концу февраля 2014-го новая власть получила в наследство «от папередников» долг в $73,23 млрд (в том числе: $27,83 млрд – внешние заимствования, $32,24 млрд – внутренние, $13,16 млрд – долг, гарантированный государством).
В дальнейшем внутренний долг сокращался, внешний, наоборот, рос. В частности, от Международного фонда в 2014-м Украина получила $4,3 млрд (два транша в рамках нового займа Stand by). А уже 11 марта 2015-го МВФ заменил ее на новую четырехлетнюю программу EFF. Первый транш объемом $5 млрд поступил сразу же после подписания Меморандума. В начале августа Украина получила очередной транш – $1,7 млрд. Эти деньги пошли на пополнение резервов Нацбанка. Затем, после летней паузы, МВФ перевел очередной транш – $1 млрд (сентябрь 2016-го), столько же Украина получила в апреле 2017 года. Деньги использовали для стабилизации ситуации на валютном рынке.
«Помощь от МВФ помогла удержать гривню от дальнейшего падения в самый критический период 2014-2015 годов, – говорит Илья Несходовський, – также важно, что часть средств перевели непосредственной в бюджет. Это помогло государству в выполнении ряда социальных программ, в частности, удалось вовремя выплачивать пенсии и зарплаты в бюджетной сфере».
По словам эксперта, не обошлось и без ошибок. В частности, в 2015-м Нацбанк поздно реагировал на негативные сигналы от рынка. Это и привело к дальнейшему обесцениванию гривни и вызвало дополнительную потребность в займах, которые из-за промедления уже не были так эффективны...
Выплаты кредиторам: временные меры и «глобальные» перспективыКонечно же, при этом речь не идет о сугубо «арифметическом» наращивании задолженности: во все периоды Украина вынуждена была тратить дополнительные средства на обслуживание долга: определенные суммы возвращались кредиторам, выплачивались проценты за пользование займами, часть задолженности удавалось реструктурировать.
Напомню, по отечественным и иностранным исследованиям, экономически безопасный уровень государственного и гарантированного государством долга Украины составляет примерно 35% ВВП. Страна уже трижды была не в состоянии самостоятельно выполнять свои долговые обязательства. К примеру, в конце 1990-х пришлось реструктурировать внешний госдолг и несколько раз прибегать к реструктуризации внутренней задолженности. А после кризиса 2008-го Киев обращался за экстренной помощью международных финансовых организаций. Сумма займа тогда была второй по объемам в мире после помощи МВФ для Венгрии. В августе 2015-го завершились переговоры с клубом кредиторов Украины: достигнута договоренность о списании 20% долга и продлении на четыре года срока погашения украинских еврооблигаций. То есть, пик выплат приходится как раз на «избирательный» 2019-й.
Сейчас долг Украины достигает $76 млрд. (72% ВВП). Причем, внешний долг достиг $48 млрд. Крупнейший кредитор Украины – Международный валютный фонд – 7,47% общего объема госдолга (за 24 года сотрудничества с этиой структурой Киев одолжил у нее в общем свыше $31 млрд.). 5,44% украинского госдолга «держит» Международный банк реконструкции и развития (основное кредитное учреждение Всемирного банка).
«Но не надо забывать и о наших обязательствах перед другими кредиторами, – говорит экономист Илья Несходовский. – Ведь в целом в 2019-2021 годах Украине предстоит выплатить кредиторам $19 млрд. Сумма – крайне серьезная».
Поэтому, чтобы Украине не пришлось больше договариваться о реструктуризации, что автоматически продлит наше «хождение долговой кругом», власть должна заботиться о продолжении экономических реформ, привлечении инвестиций, что, несомненно, улучшит наш внешний платежный баланс. При этом самой большой проблемой во внешней торговле эксперт считает так называемую «коррупционную составляющую»:
«Часто Украина отправляет продукцию на экспорт по заниженной цене. Разница же между этой стоимостью и мировыми ценами оседает на оффшорных счетах. Одновременно значительная часть иностранных товаров поступает в страну контрабандой, без уплаты налогов и сборов. Это не только сказывается на наполнении бюджета, но и приводит к дисбалансам на внутреннем рынке, делая украинскую продукцию неконкурентоспособной. Все это существенно ухудшает наш торговый баланс и сказывается на платежном сальдо. Поэтому чем быстрее мы искореним обе беды: оффшоры и контрабанду, тем быстрее рассчитаемся с долгами: как с внешними, так и с внутренними кредиторами», – заключает Илья Несходовский.
Резюме: чем вечно искать виновных, часто «назначая» ими не тех, кого надо, не пора ли начать продуманный и эффективный путь выхода из перманентного кризиса?
Владислав Обух. Киев
https://www.ukrinform.ru/rubric-economy/2563902-timosenko-azarov-acenuk-grojsman-kto-bolse-nabral-dolgov.html