1. То, что на линии что-то случилось, можно было заподозрить еще на станции «Майдан Независимости», когда поезд на Оболонь неестественно долго не отправляли. Как следствие, в него набилось очень много пассажиров. И когда потом он застрял на перегоне между Почтовой и Контрактовой площадями, людям, тесно прижатым друг к другу, в жару да еще и с ограниченным доступом воздуха, стало не до шуток. Но ведь еще на Майдане дежурный по станции мог попросить людей по возможности не садиться в поезд и искать альтернативный транспорт! Мог, но почему-то не рискнул...
2. Попытка во время остановки посреди тоннеля связаться с машинистом поезда при помощи аварийной связи сперва оказалась безрезультатной. Сколько не жали на пресловутую «красную кнопку» в вагоне, из кабины вызовы «сбрасывали». В конце концов, пассажирам сообщили о «перебоях в энергоснабжении», но, довезя до платформы Контрактовой площади, в очередной раз не объяснили, надолго ли задержка. Люди толпились на платформе и не знали что делать. В целом, поездка от Майдана до Контрактовой продолжалась, по субъективной оценке, где-то полчаса с тремя длинными и непонятными остановками.
3. Снова о себе напомнило плохое качество динамиков или акустики на станциях. Пассажирам что-то сообщали, но что именно – разобрать было трудно. Сотрудники метро, к которым пытались обратиться за разъяснением, спрятались в недоступную для пассажиров зону и на вопросы не реагировали, общаясь с кем-то по рации.
4. На площадку у выхода из метро на Верхнем-Нижнем валу начали прибывать пожарные машины, спецмашины спасателей и «скорые помощи». Всего я насчитал около 16 автомобилей. Они фактически заблокировали проезжую часть Верхнего-Нижнего вала. Поэтому остановились трамваи 12-го и 11-го маршрутов, которые могли бы вывезти пассажиров метро. Логистика, к сожалению, была никакой.
Грустно было созерцать убогую экипировку многочисленных отрядов спасателей (а их было несколько десятков) – она выглядела устаревшей и разнокалиберной: кто-то был в камуфляже, кто-то в спецодежде еще советского образца, и только несколько – в чем-то более современном. Некоторые спускались в туннель с доисторическими баграми и ломиками...
5. Ситуация, очевидно, очень напугала руководителей чрезвычайной службы города, потому что сложилось впечатление, что они направили к станции метро чуть ли не всю имеющуюся в городе пожарную технику. Некоторые из машин (слышал переговоры спасателей по рации) застряли в транспортных пробках в центре города и прибывали на место происшествия уже тогда, когда опасность была ликвидирована. Так же показалось, что и врачи пяти «скорых помощей» не знают, что им делать.
Возникает вопрос: а если чрезвычайная ситуация возникла бы в это время еще где–нибудь- было бы кому гасить пламя, если все, кто мог, собрались возле метро «Контрактовая площадь»? И не подсказка ли это – как действовать – для возможных террористов?
6. Возле выхода со станции метро я не увидел никого, кто мог бы компетентно рассказать пассажирам и СМИ о том, что произошло, и как ликвидируется авария. Какой-то мужчина в штатском возле стеклянных входных дверей повторял одно: «Произошло задымление, людей в тоннеле нет». Только от рядового пожарного, который вышел из-под земли, узнал: «Короткое замыкание. Огня нет. Только дым».
7. Долгое время никакой информации не было ни на сайте метрополитена, ни на его профиле в ФБ.
8. Немалые проблемы возникли при попытке выехать с Контрактовой площади. Людей собралось – тысячи. О заблокированных на Верхнем валу трамваях я уже говорил. Когда же они наконец подошли к конечной остановке, народ начал брать их штурмом в буквальном смысле слова. То же самое было и с автобусом № 72. За те 45 минут, что я находился на площади, никакого дополнительного транспорта для вывоза людей с Подола не прислали. Другие очевидцы говорят, что видели два автобуса, один вез людей на Виноградарь, второй – вроде бы до Петровки, но точно никто не знал.
9. Вызвать такси по телефону было почти невозможно. Отдельные перевозчики мгновенно подняли тарифы более чем вдвое, а частники – в четыре раза.
10. Выиграли те, кто смог в поисках оптимального маршрута выйти на сайт Киевпастранса. С Крещатика, например, лучше всего оказалось ехать сначала на автобусе № 114 до парка Дружбы народов на Московском мосту, а потом 485-й маршруткой или автобусом №73 – до Героев Днепра.
11. Усугубило проблему то, что транспортные маршруты, которые дублировали бы линию метро с Крещатика на Оболонь, не проложены. Немало пассажиров пытались ехать с Майдана на троллейбусах №№18, 6 до пересечения с проспектом Правды. Салоны были угрожающе переполнены: за то время, как я ехал до площади Шевченко, троллейбусы ломались дважды. Последний едва дотянул до конечной, почти на «ободах» – настолько был забит людьми. Особенно досталось родителям с детьми (а их было немало) – они практически не могли сесть в городской транспорт и некоторые стояли на остановках (возле ст. метро Лукьяновская, например) – около двух часов.
И наряду с этим несколько троллейбусов пустыми «шли в депо».
В несколько приемов я смог добраться до площади Шевченко где-то около десяти вечера.
12. Несколько слов о реакции людей. Паники я не увидел. Все, кто ждал на остановках, ехал в переполненном транспорте, терпели. Ругали, конечно, городскую власть, но помогали друг другу, как могли. Спасибо многим владельцам машин, которые подвозили людей – особенно с детьми и пожилых до дома. Майдан и война нас многому научили.
13. Автор этих строк – не специалист, и оценивает ситуацию исключительно как пассажир.
Но сделать вывод из нее следует: мы живем в условиях войны, под постоянной угрозой терактов, а следовательно все возможные версии развития событий должны быть просчитаны и доведены до пассажиров.
Возможно, стоит создать резервные транспортные маршруты, при необходимости быстро перенаправлять транспорт из других районов города. И главное: городское руководство должно организовать систему быстрого и компетентного оповещения киевлян о возможных угрозах жизни и здоровью на транспорте и о каких-либо чрезвычайных происшествиях. А начальникам из метрополитена не лишне было бы заняться системой громкой связи на станциях и в вагонах метро!
В конце концов, хорошо, что происшествие оказалась незначительным. Будем считать тревогу учебной – позволившей увидеть узкие места, - а действия спасателей и транспортников – сдачей ВНО по гражданской обороне. Потому что нам нельзя терять бдительность. Общая мобилизованность должна проявляться не только на фронте, но и в тылу. Такова наша жизнь сегодня. Поэтому будем надеяться на компетентный разбор полетов в мэрии...
Евгений Якунов. Киев.
Фото: Евгений Любимов, Елена Худякова