Марвел в очередной раз доказали, что они умеют развивать свою IP. Властелин киновселенной Кевин Фейги скромно подчеркивал, что существенная часть успеха марвелодидов - жанровая перчинка в их фильмах. Но предыдущие Челопуки были настолько пресными, что с трудом верилось, как Марвел могут вырваться из этого порочного круга. А они смогли. Предыдущие паучки были вместилищем вселенской метафизической грусти Паркеров, но в этот раз показали нормального подростка с бурлениями и высокоамплитудными перепадами. Том Холланд большая заслуга кастинга Марвел - он достойно показал всю горячность старшеклассника: когда надо - стеснялся, когда надо - хандрил, когда надо - буйно радовался и т.д. Ориджин супергероя в этот раз заменили другим ориджином - превращением юноши во взрослого человека. Да, Фейги снова сделал это, снова жанровые оттенки, в этот раз неожиданные - роман взросления.
На первом плане осознание Питером не только своих сил, но и своего возраста. Суровые наставники-папочки Хэппи и Тони Старк должны втолковать, что щит у Капитана Америки можно не только отобрать, но и получить им по морде. И тогда придёт третий, "карающий" папочка - Стервятник. Злодей в этот раз такой, скажем, несущественный. Он по замыслу должен оттенять взросление Питера, указывать ему на ошибки дулом пистолета. Но тут отмечу Китона, который достиг монструозного уровня. За несколько небольших появлений на экране даже невзрачного (по масштабам комиксов) торговца оружием он создал впечатление как будто Гамлет догоняет Моби Дика в девятом кругу Ада. Сцена в машине перед выпускным - блеск, Китон морально уничтожает не просто взглядом, а одними зрачками.
Кстати, отсутствие масштабности у злодея только подчёркивает, что фильм о Питере. Если так пораскинуть мозгами, то Стервятник
Cпойлер
безобидный торговец оружием
никого не трогает, не хочет уничтожить мир или всех жалких людишек, даже не хочет стать самым главным в городе, как это часто бывает у противников Бэтмэна и Челопука. Просто зарабатывает как может, чтобы жена с дочкой хорошо жили.
Мышиная возня по меркам Мстителей, о чём и говорит Хэппи. Но Питеру вожжа под хвост попала, не он не может избежать финального столкновения, а сам Стервятник.
Еще отмечу, что не стали драматизировать предполагавшиеся отеческо-сыновьи отношения между Старком и Паркером, не стали искать драму в школе, где Питера
Cпойлер
буллили не качки, которые напрашивались на кульминацию с вынужденной демонстрацией Питером своих суперспособностей, а мажорчик, который из нескрываемой зависти натравливал на Питера толпу. Девушка, по которой сох Питер, не из недосягаемой лиги. В общем, практически обычная школа с обычными детьми.
Такие моменты, такое сюжетное решение мне по душе. Конечно, у фильма немало недостатков: абсолютно банальная сюжетная структура, где Питер
Cпойлер
несколько раз лажался, разочаровал взрослых, но в итоге сам же и реабилитировался в конце, показав, что без него никуда.
Юмор далеко не всегда удачный, смешные сцены наподобие той, когда Питер
Cпойлер
вспомнил наставления учителя и усилием воли сбросил себя бетонные блоки,
заставив вспомнить анекдот "- Ну ты же, красноармеец, Петров! И пулемёт застрочил снова...", но в целом фильм оставил приятное послевкусие и прорвал проклятие невзрачных игровых постановок Паучка.