*
Миндалевидное тело в лимбической системе головного мозга отвечает за страх и агрессию. Но если у вас депрессия, то миндалевидное тело будет реагировать не на страшное, а на грустное. Потому что для депрессии все грустное — и есть самое страшное.
*
Как работает память (и принцип майндмэппинга). В Калифорнии проводили тест: называли 16 предметов, которые надо было запомнить. Сначала участники теста просто пытались запомнить последовательность. Через какое-то время они понимали, что предметы можно сгруппировать по признакам — так запомнить проще. В мозге это делает фронтальная кора.
Вот череп Финеаса Гейджа, американского строителя, которому на стройке железной дороги пробило голову металлическим прутом. Прут диаметром 3,2 см вошел в череп ниже левой глазницы, а вышел на границе лобной и теменной костей черепа также с левой стороны.
Гейдж пришел в сознание уже через несколько минут. Он выжил и, хотя потерял зрение на левом глазу и стал немного странно себя вести, прожил еще 12 лет.
Гейдж стал странно себя вести, потому что у него была повреждена фронтальная кора. Люди с повреждением фронтальной коры могут отличать плохое от хорошего, но не могут контролировать свое поведение. Они знают, как поступить правильно, но всегда делают только то, что просто.
*
Любовь и ненависть физиологически очень близки. Их «делают» одни и те же части мозга, похожими паттернами поведения нейронов. Противоположность любви — не ненависть, а безразличие.
*
Пятнистые гиены — невероятные животные. У них гендерные признаки противоположны привычным. Самки больше, агрессивнее и доминантнее самцов. У самок клитор размером с член, а жировые складки рядом с половыми органами образуют нечто похожее на мошонку. Самки постоянно проявляют агрессию по отношению к самцам, и тогда у самца возникает эрекция. Эрекцией он демонстрирует: не трогай меня, смотри, у меня есть член, я всего лишь безобидный самец.
*
На уровень агрессивности человека влияет культура, в которой он рос. Пример: на Юге США был культ чести. Если вы джентльмен, вы должны участвовать в драках, дуэлях, отстаивать честь, за малейшее оскорбление стреляться и все такое. Уже в XX веке (то есть значительно позже Гражданской войны) провели эксперимент. Собрали группу из людей, воспитывавшихся на Юге и на Севере, и по одному заставляли ждать в холле (по условиям эксперимента они ждали приема врача). Мимо проходил подставной актер, задевал подопытных плечом и говорил: «Watch out asshole». Северяне реагировали спокойно, а южане лезли драться.
*
Ричард Спек — американский преступник, который в 1966 году изнасиловал и зарезал 8 девушек-медсестер в общежитии. Его арестовали и посадили в тюрьму, а потом при анализе крови обнаружили у него «лишнюю» хромосому Y. У всех людей в клетках по 23 пары хромосом — всего 46. А у Спека их было 47. Научный мир и журналисты просто сошли с ума. Эту хромосому назвали «хромосомой преступлений», стали проводить исследования, чтобы выявить людей, склонных к серийным убийствам. Появилось множество научных теорий, публикаций, конференций про хромосому преступлений.
А потом оказалось, что это просто ошибка лаборанта. И никакой «хромосомы преступлений» на самом деле не существует.
*
Пример того, как апелляция к «вечным ценностям» вызывает агрессию у целого общества — показания Наиры.
10 октября 1990 года девушка из Кувейта Наира Аль-Сабех дала показания перед Конгрессом США. Со слезами на глазах она рассказала, как на ее глазах иракские солдаты с автоматами в руках ворвались в роддом, выбросили из инкубаторов новорожденных детей и оставили их умирать. Наиру показали по всем телеканалам, ее цитировали сенаторы и Джордж Буш, чтобы люди проголосовали за поддержку Кувейта и ввод войск в Ирак (Война в Персидском заливе).
В 1992 году, уже после американской интервенции в Ирак выяснилось, что Наира — дочь посла Кувейта в США, а ее «показания» были срежиссированы PR-агентством Hill&Knowlton, нанятым правительством Кувейта.
На похожую тему есть отличный старый фильм с Робертом Де Ниро «Хвост виляет собакой».
*
Первая мировая война, конец 1914 года. На Западном фронте — Рождественское перемирие на 24 часа. Солдаты вместе едят, играют в футбол. Потом они снова расходятся по окопам и начинают обстрел.
*
Почему на Западном фронте началась затяжная «окопная война»? Сапольски утверждает, что солдаты сознательно стреляли не в мишень, а чуть выше. Если бы у них были современные средства связи, они прекратили бы воевать.
Это снова стратегия tit for tat, о которой писала в самом начале.
*
Возьмем 10 рыб, разделим их на пары и будем по очереди сажать в один аквариум, проверяя, кто доминирует. Таким образом получим иерархию для всех 10 рыб. Этот принцип лежит в основе редукционизма, когда сложное объясняется по частям.
Но если поместить 10 рыб вместе в один аквариум, эта иерархия не будет соблюдаться. Рыбы будут объединяться в группы друг против друга. Плюс всегда будет работать случайность. 10 рыб в одном аквариуме — сложная система, предсказать поведение которой невозможно. Для сложных систем редукционизм не работает.
*
Как работает память. Есть нейрон, который помнит одно, и есть другой нейрон, которые помнит другое. Собирая эти нейроны по одному, в конце-концов вспоминаешь то, что забыл.
*
Чем протяженнее связи между нейронами, тем креативнее человек. Ты можешь видеть вещи не только такими, какими их принято видеть благодаря нейронным связям. Поэтому надо развивать связи между нейронами.
*
Как работает болезнь Альцгеймера: ты теряешь по нейрону в разных концах этих связанных сетей. Этот нейрон все еще там есть, ты просто теряешь с ним связь.
Пример. У больного Альцгеймером спрашивают, кто сейчас президент США (Буш). Он не помнит. Через короткое время спрашивающий задает еще вопрос: как вам этот куст (bush)? Больной тут же восстанавливает связь с нейроном и вспоминает, как зовут президента.
*
В нашем теле нет клеток, которые были бы более чем на 5 клеток удалены от кровеносного сосуда. При этом вся кровеносная система — это всего 5% массы тела. Потому что она фрактал. Что такое фрактал лучше всего объясняет статья Леши Ивановского на Восе.
*
Как колония муравьев решает Задачу коммивояжера (там, где надо найти самый короткий маршрут между несколькими точками, побывав в каждой).
Представим, что муравьи передвигаются между 10 разными точками. Они оставляют за собой след из феромонов. Феромоны у каждого муравья когда-то заканчиваются. Чем короче путь, тем быстрее оставленный на нем след из феромонов станет заметнее и сильнее. Со временем след испаряется. Чем сильнее след, тем дольше он останется между двумя точками. Поэтому второе и третье поколение муравьев будут с наибольшей вероятностью передвигаться по самому короткому маршруту между двумя точками.
Если 100 000 воображаемых муравьев будут перемещаться между точками 10 поколений (или 50), они точно решат задачу коммивояжера. Подробнее про это — в
статье на Хабре.
*
1 муравей бесцельно перемещается в пространстве. 100 000 муравьев строят муравейник и регулируют в нем температуру.
Количество превращается в качество.
*
Сейчас нам не нужен эксперт, чтобы что-то узнать или сформировать мнение. Если бы вайфай был во время Первой мировой войны, никто бы не стал убивать друг друга. Революции становятся бескровными, люди просто собираются на площадях и парализуют движение в городе. Сапольски предсказывает, что будет онлайн-революция, когда люди свергнут власть, не выходя из своих комнат.
*
Во всех языках есть «мамский» язык (motherese language). Для чего он нужен? Это эмоция или это инструкция и так говорят, чтобы ребенок научился говорить? Но на таком же «мамском» языке говорят и владельцы животных со своими питомцами. Они-то точно не хотят научить животных говорить.
Сапольски добавляет, что владельцы животных все-таки не беспокоятся о том, понимает ли их животное или нет, поэтому не стараются ясно выражаться.
*
Младенцы начинают лепетать примерно в 9 месяцев. Слабослышащие дети в этом же возрасте начинают пользоваться жестами. В 9 месяцев вы не начинаете говорить. В 9 месяцев вы начинаете осознанно коммуницировать.
*
Шутка про американский язык жестов.
Вот так на американском языке жестов выглядит слово MILK —
человек доит корову. А как выглядит словосочетание PASTEURIZED MILK? Произнесите это. И
посмотрите на правильный ответ.
*
Одна из функций лимбической системы головного мозга — генерация эмоций. Другая — формирование речи. Между этими функциями тесная связь. Поэтому психотерапия и работает.
*
Все пиджинизированные языки похожи по грамматической структуре, при том, что это не простейшая структура. Это одна из главных идей Ноама Хомского: существует архетип грамматики, генетически заложенный в нас.
*
Чем шире биологическое разнообразие региона, тем больше лингвистических форм у его жителей. А еще в таких районах обычно политеизм, а не монотеизм.
*
Собака хочет соврать, но не может: ее выдает тело. Например, когда собака боится. Параанальные железы животного выделяют особый феромон, который «пахнет страхом». Пес не хочет показывать свой страх и прикрывает железы, опуская хвост между ног.
*
Болезнь Хантингтона — когда в старости атрофируется кора головного мозга — начинается вовсе не с дрожания рук, как принято считать, а с резкого изменения в поведении. Как правило, человек начинает вести крайне разгульный образ жизни. Например, мужчина 35 лет, примерный семьянин, руководитель отдела в крупной компании вдруг начинает изменять, бросает жену и детей, не появляется на работе, а потом объявляется где-нибудь на Ибице с кучей долгов. Вот такое необъяснимое поведение — один из признаков начинающегося Хантингтона. Эта болезнь — генетическая, в одном из генов что-то с самого начала шло не так.
Но точно так же наш герой может быть и не больным, а просто мудаком.
*
Что такое Иерусалимский синдром? Это психическое расстройство, которое редко, но регулярно происходит с приезжими в Иерусалиме. Выглядит так: очень религиозный христианин, например, из США приезжает впервые посмотреть на Святые места. Приезжает в одиночестве, мучается от смены часовых поясов, ходит по городу уставший. Вечером с ним случается кратковременный психоз: человек заматывается в белую простыню (тогу), идет на улицу, начинает выкрикивать пророчества, воображая себя Мессией. В среднем таких случаев в Иерусалиме около ста в год.
* * *
Если у вас нет времени смотреть курс целиком, советую посмотреть вот эти лекции: самую первую — вводную, лекцию про лимбическую систему (№14) и все лекции про агрессию (№17—20).