Александр Невзоров. Шнур разрывает условно-рефлекторные цепочки
26 августа Сергей Шнуров выложил в Instagram фрагмент нового клипа, снятого на песню «Маленькие сиськи». Александру Невзорову посчастливилось увидеть полную версию клипа, впечатлениями от которого он поделился со «Снобом».
На днях ко мне заехал Сергей Шнуров и на кухне на телефончике с совершенно оправданной гордостью продемонстрировал новый клип, который тоже будет чертовски популярен. Снят он на песню «Маленькие сиськи» — волшебное, философское, избыточно-драматическое название. Шнур надругается над вечными ценностями самым изощренным и самым действенным способом. Он анализирует реальность и не находит в ней всех этих так называемых «вечных ценностей» — духовности, Бога, терзаний и метаний. Терзания и метания есть, но они чисто женские: девушка терзается оттого, что у нее очень маленькие груди, и на этой женской драме накручена совершенно феерическая и виртуозная видеодрама — я говорю не столько о самой песне, сколько о клипе — терзания девиц, их вера в то, что изменение формы сисек есть изменение мира вокруг.
Клип превосходный, хотя я ныл и капризничал, что мне мало милиционера из «В Питере — пить». Он там есть, но его мучительно мало; при том, что это весьма и весьма полюбившийся персонаж — он мимолетен. Но это перфекционистские дешевые капризы, важно, что мы имеем дело с очередным огромным явлением в искусстве. Нравится это нам или не нравится, но эта поделка — новый клип Шнура, удивительнейшим образом способен рассказать о России то, чего не скажет больше никто. Я хотел бы привести цитаты, но боюсь, что раскрою некоторые секреты клипа, который должен быть презентован и должен произвести впечатление. Я не стану злоупотреблять тем, что увидел клип первым, чтобы не лишить Сергея удовольствия самому дать по мозгам зрителю.
Этот клип будет актуален всегда, потому что размеры сисек всегда актуальны. Честно говоря, меня это никогда не заводило и не волновало, но есть категории мужчин и женщин, которые свое личное счастье и совершенство вынуждены коррелировать с размером молочных желез. Это очень болезненно, потому что как бы девушка ни была умна, она позиционирует себя в соответствии с биологическими правилами нашей жизни. Только Мария Складовская-Кюри могла подняться над этим, и то это не было особенно убедительно. Этот клип — удар в самое сердце тысяч и тысяч женщин, болезненный для тех, у кого сиськи маленькие, и вместе с тем здесь есть голос надежды, потому что все знают, что можно нарастить и вставить себе все что угодно. Клип — не половой орган, у него нет четкой гендерной ориентации, он будет интересен и женщинам и мужчинам. Это реальное сегодняшнее произведение искусства — большое и сильное. Сравнить его можно только с остальными произведениям Шнура и оно очень логично продолжает всю ту картину, то босхианство, которое он пишет который год подряд в форме песен и клипов.
Шнур — волшебный человек, у него, пожалуй, единственного сегодня есть способность возвращать человека примерно на 300 000 лет назад по эволюционной лестнице. Он позволяет людям быть самими собой. Он дает гражданство самым низменным, самым будничным, самым, на первый взгляд, простым вещам, из которых состоит человек. Это не хорошо и не плохо — это реальность. Шнуров делает уникальный портрет современника. Я ему благодарен, потому что он помогает мне разбираться с так называемыми особенностями человека. Я его искренне люблю и пропагандирую, потому что, не видя концерты Шнура — не столько клипы, сколько концерты, — невозможно составить себе полное представление о сегодняшнем дне.
Я изучаю Шнура, он — целая глава в моей работе о мозге, об условных рефлексах, о разрывании условно-рефлекторных цепочек, что он блистательно умеет делать. А это сейчас сложно: в XVIII веке в цирке достаточно было выйти и несколько раз сделать сальто, а потом пропукать мелодию — и зритель уже смеется. Но сейчас зритель обзавелся огромным количеством сложных условно-рефлекторных цепочек, и, чтобы их порвать, требуется высочайшее мастерство и владение множеством секретов. На мой взгляд сегодня это есть только у господина Шнурова. Цепочки он рвет потому, что только так достигается волшебный эффект возвращения на 300 000 лет назад, когда человек имеет возможность демонстрировать всю длинную историю своей натуры.