Для статистики: родители купили 3-к кооперативную квартиру, въехали туда в 74-75.
До этого жили в 1 комнате в коммуналке.
Аналогично.
Комната, правда, была в центре центральной улицы.
Но - комната.
Кооператив был получен в результате сколькотамлетнего стояния в очереди.
Квартирный учет велся у отца на заводе.
Очередей было несколько (отдельная - на бесплатное жилье, там основания для постановки на учет были жестче).
Получить квартиру по общей очереди было малореально.
Для получения квартиры отец определенное время отработал на строительстве дома
(параллельно с основной работой).
Одновременно с нашим, строилось вокруг много домов, причем, одновременно с инфраструктурой
(магазины, детсады, школы).
Квартира стоила около 15 тыс.руб, если не ошибаюсь,
из которых 25-30 процентов нужно было внести авансом; оставшаяся часть выплачивалась лет 15.
Несмотря на то, что мои родители, по советским меркам, зарабатывали выше среднего
(месячный доход семьи был, наверное, рублей 600-700),
денег на первый взнос досыпали мамины родители.
Ремонт, как и все почти тогда, отец делал своими силами (кроме паркета);
поскольку руками он работал отлично, качество ремонта, по тем временам, было хорошее.
Мебель приехала из Москвы (отец поехал, дал взятку в мебельном, приехала хорошая болгарская спальня,
румынская гостиная и польская кухня). У нас купить это было невозможно.
В мебельных стояли развалины местной фабрики им. Щорса.
Снабжение в продовольственных магазинах было по-минимуму,
хотя от голода никто не падал.
Хорошие продукты приносила домой мама, благодаря своей клиентуре.
Особый разговор - овощные с ихним смрадом...
И - очереди. За всем - очереди.
С бешеными бабками и хамскими продавцами.
Машина у нас появилась, где-то, в 79-м.
Почти новый иж-комби (москвич-хэтчбек).
Несмотря на то, что бензин стоил недорого, ездили мы на работу с отцом на нем нечасто. Экономили.
Правда, каждый год ездили на машине в Крым. В кемпингах на Южном берегу жили.
По очереди машину было "среднему человеку" не купить.
Во все времена, помимо бытовой техники, пользовавшейся, по понятным причинам,
постоянным спросом, были в дефиците: ковры, хрусталь, книги...
Ну и все остальное.
Потому что при плановом производстве и распределении, с низкой производительностью труда
и вторичностью, по отношению к производству "продукции производственно-технического назначения",
производства "товаров народного потребления", по-другому и быть не могло.
В принципе, брежневские годы, особенно, последние, были самыми "жирными" в советское время
(по той же причине, по которой РФ с начала 2000-х поднялась: экспорт углеводородов).
Понятно, для меня и многих здесь это время во-многом ассоциируется с тем, что такое "советский союз".
Хотя, на самом деле, этой, более-менее, приличной жизни, примерно, седьмая часть из всей истории "великой страны".
Которая рассыпалась просто потому, что ее непомерные амбиции на мировое лидерство
не были подкреплены конкурентноспособной экономикой.
Как, впрочем, и сейчас.
Просто сегодняшний углеводородный шарик пока не сдулся...