Скорее, древние традиции и укоренившиеся в обществе стереотипы.
Вещи, связанные с сексом, полом, браком, КМК, обычно глубоко табуированы, и/или сакрализованы, и/или зарегулированы традициями и ритуалами, и изменяются довольно тяжело.
Даже в нашем довольно-таки светском обществе можно наблюдать, как женщины массово вкладываются в устаревшую, невыгодную модель
Cпойлер
(быть женственной, хорошей хозяйкой, знать и принимать свое место, найти мужа и слушаться его, рожать детей и вести хозяйство, не искать другого счастья в жизни)
, игнорируя изменившиеся условия
Cпойлер
(моральная и юридическая легкость разводов означает, что вкладываться _только_ в отношения с мужем бессмысленно, скорей всего, эти отношения не продлятся всю жизнь; таким образом, карьерные и материальные плюшки, полученные мужем при твоей тыловой поддержке, в случае вероятного развода окажутся полностью или частично потеряны, поскольку в общем случае не отчуждаются от мужа (профессиональный рост, карьера, навыки, связи — это неотчуждаемые вещи); правоприменительная практика такова, что в случае развода основные материальные тяготы по выращиванию детей лягут на твои плечи, следовательно чрезвычайно желательно иметь собственный источник дохода; изменившаяся продолжительность жизни и демографическая ситуация означает, что после ухода детей из дома и перед появлением внуков в твоей жизни будет зазор, в течение которого ты как хозяйка, мать и т. п. будешь никому не нужна, и это очень грустно и тяжело, лучше этого избежать, вкладываясь с самого начала в личное развитие и профессиональный рост)
, хотя эти условия изменились, еще когда мамы этих женщин были младенцами, если не бабушки.
Все эти крики ужаса «аааа, девочке нельзя покупать машинку!», «аааа, мальчик играет с посудой и куклами!» и т. п., они примерно про то же самое. Поэтому те же суданские женщины и стоят на страже обрезания: оно, как я понимаю, неотъемлемая часть женской социализации, как у нас платьица, куклы, косички, держать ноги вместе, хозяюшка и т. п. (если не учитывать степень жестокости и кровавости, конечно). И дело, конечно, не обязательно в том, что эти женщины тупые, фанатичные и т. д. Просто женской социализацией девочек занимаются женщины, это даже у нас так при всей размытости вот этой хрени, поэтому женщины за это и выступают.
К тому же, как я понимаю, чем мучительнее опыт социализации, тем (если социализация все-таки была успешной) сильнее себя убеждают в том, что это было не зря, и сами в это верят; это не показатель тупости, это нормальная работа человеческой психики, собственно, события в нашей стране еще раз нам это показали во всей красе: чем тяжелее последствия выбора, тем громче и искреннее выбравшие кричат про правильность этого выбора и тем искреннее сами в это верят.
Впрочем, это не означает, что мучить и калечить людей — хорошо, даже если люди сами как бы добровольно на это соглашаются, в то время как альтернативой несогласию является отвержение обществом (в лучшем случае — эмиграция). Уменьшение чувственного удовольствия — это дело вкуса и мировоззрения, ИМХО, а вот то, что при этом обязательно переживать пытки, а потом нередки серьезные проблемы со здоровьем, — вот это я категорически не одобряю.