Сходил и я на червяков. Весь цикл читал еще в школе, много раз перечитывал (как минимум первые три книги), так что с вопросом знаком.
Общее впечатление - круто, даже очень. Но в то же время - это не совсем Херберт. Это прочтение Вильневым Херберта - и это желательно все время держать в голове. Тогда и диссонанса не возникнет, и каждая вещь - и книга, и фильм - будут стоять на респектабельной дистанции, не перемешиваясь.
Сначала минусы: несмотря на то, что визуальный ряд фильма потрясающий - именно этот перекос в визуал сильно забивает как сюжетную линию, так и линию развития персонажей. Визуал мо-ну-мен-таль-ный, давящий своим величием с первой секунды и до последней. Имхо, два с половиной часа такого величия - многовато.
Сюжетная линия довольно сильно порезана - хоть и в мелочах, но важных мелочах. Из самых, кмк, недостающих мелочей: прием в Арракине, вся паутина интриг перед нападением Харконненов, сцена в палатке опять же недожата до книжного смысла... Ментаты те же идут фоном - по большому счету их легко можно выкинуть из картины, никто б и не заметил.
В общем, главная, пожалуй, претензия к фильму - слишком большой перекос в визуал. С одной стороны, да, Дюна - трудное для экранизации произведение, с другой - людям, которые незнакомы с первоисточником, может быть трудно въехать в сюжет.
И да, хоть визуал очешуительных, но даже с таким визуалом совершенно провалено изображение Арракиса как пустынного мира-смерти. Важность воды для его обитателей проговаривается, но нет зрительного ощущения смертельно жаркой безводной пустыни.
Собственно, по минусам пожалуй все. К касту претензий нет - мне нравился каст Линча, но и новые актеры вполне зашли. Даже на смену пола Лиета пофиг (равно как и на изменение сюжетной линии) - вышел хороший персонаж да еще с коронным моментом. И даже там, где новые образы сильно конфликтовали с тем, как я представлял персонажей по книгам, особого возмущения не было, т.к. сыграли все свои роли весьма хорошо и убедительно.
Их особо понравившегося - музыка и сопровождающий фильм звук. Я давно не помню фильмов, где именно эмбиент так сильно скрепляет собой визуальную ткань картины - и это практически непрерывно на протяжении всех 2 с половиной часов. Точно так же как визаул мо-ну-мен-таль-ностью бьет по глазам, так и звук здоровенной кувалдой лупит не столько по ушам, сколько прямо в голову. Очень органично сделано и это все очень офигенно.
В общем мне Дюна зашла. И на продолжение обязательно пойду.
P.S. Червяки офигенны. Монструозны, внушающие и почтение, и ужас. Дизайн, ессесно, отличается от того, к чему все привыкли трудами Линча, но и так очень и очень зачетно.