Баха я до 2009-10 года почти не слушал. По одной простой причине - считал, что не дорос. Потом провалился в него. Ласт.фм. подсказывает, что этот товарищ у меня был самым прослушиваемым с 2010 года. Отрыв от Вивальди более чем в 2 раза (1892 против 898). Арканджелло Корелли, Моцарт, Александр Скрябин, Франсуаза Арди и т.д. Но Бах из них больше.
Могу говорить о нем бесконечно. Люблю его целиком и по отдельности. Die Kunst der Fuge (Искусство фуги) слушал в бесчисленных вариациях (Татьяна Николаева сыграла это надмирное сочинение лучше всех). Ох, что такое это "Искусство фуги"...Даже сыгранная на струнных, квартетом (я сохранил себе версию Emerson String Quartet, прекрасны!). Любой разговор о ней - всего лишь спекуляция. И знаменитый конец, просто разрыв в мелодии, незаконченный контрапункт. Как будто - легенда, конечно - Бах, умирая, не успел дописать, завершить, закончить. Одна мелодия, и с десяток ее проведений. И какие разные все. И больше ничего не надо. Можно выключить всю музыку мира, все кино, убрать все книги, но если останется "Искусство фуги" - культура человечества состоялась. Значит, на что-то мы, маленькие двуногие обезьянки, годимся, а?
"Искусство фуги" оправдывает, наверное, очень многие мерзости, на которые человек оказался способен за тысячелетия. Вот да, так просто, какие-то ноты, и оправдывают. На весах Вселенной - Бах способен перевесить даже самые страшные наши кошмары. Слушая эти фуги - погружаешься глубоко-глубоко в себя, встречаясь там с собой настоящим, с той птицей, что сидит пока в клетке несвободно, и ждет, когда ты ее отпустишь в небеса. Жуткое, страшное, и пронзительное чувство - одиночества и единения со всем на свете. Все умирает, пока ты слушаешь эти ноты.
А Сюиты для виолончели соло?! Чистая музыка, сама структура ее, молекулы, ангелы вместо нот. В версии, конечно (прости, Ростропович) Пабло Казальса, от которого, говорят, стонут все виолончелисты мира, которых заставляют учиться по Казальсу. Хорошо, наверное, что я не виолонечелист. Запись 1927-1939 - как говорится, "до нашей эры еще", ага. Но если вам нравится именно музыка, а не звуки на хорошей аппаратуре там, вычищенные звукачами, то Сюиты Баха, сыгранные Казальсом в далеких тридцатых - то, что нужно. Бах, и ничего кроме. Простая структура музыки, и ничего больше. Больше всего мне нравится оттуда "Сарабанда" (я ее впервые вообще услышал в последнем фильме Бергмана лет 20 назад) в которой-то из сюит.
Нет, нельзя мне говорить о Бахе, я срываюсь.
Поэтому я просто его предпочитаю слушать. Наедине с собой. Точнее - наедине с Бахом, такие вот получаются диалоги с Богом, в полночь ровно. Причем, слушать его можно в продолжении нескольких лет, и понимаешь, что все эти годы ничто. Что есть просто некая точка, водоворот, абсолют, а остальная наша жизнь - всего лишь круги, колебания, волны. Вот Бах про эту самую точку. Я еще называю ее точкой сборки. Когда мир складывается в совершенную картину, и ты все вдруг понимаешь и видишь. И знаешь, что такое счастье, и главное, зачем ты вообще живешь. Бах помогает собирать тебя, находить эту точку во времени и пространстве. В душе твоей. Но это, конечно, всегда только поиски - стремление к. Динамическое понимание истины. Всегда только приближение к решению системы уравнений. Испытываешь головокружение от ужаса и восхищения миром.
Ну, вот опять разболтался! Бью себя по рукам, короче. Бах - это святое.